Нужно ли оформлять авторские права на корпоративный фильм? (видео)

Содержание

Ответы предоставлены экспертом компании SHATTERS

Блок: 1/15 | Кол-во символов: 88
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

На что в проекте распространяется авторское право?

Авторское право распространяется на любой творческий вклад в фильм. Основными авторами (создателями) фильма по закону считаются:


  • автор сценария
  • режиссер-постановщик
  • композитор оригинальной музыки к фильму

Но полностью права на фильм формируются из работы всех творческих сотрудников – оператора-постановщика, художника-постановщика, звукорежиссера, художника по костюмам (особенно, если костюмы специально созданные, как человек-паук и подобное), актеров (смежное право актера на исполнение) и т.д.

Блок: 2/15 | Кол-во символов: 654
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Об аудиовизуальных произведениях


Согласно законодательным актам страны, любой фильм – это аудиовизуальное произведение. В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации аудиовизуальное произведение — это произведение, которое состоит из зафиксированной серии изображений, которые связанные между собой тематическими изображениями. Эти изображения могут быть использованы со звуком и без него. Произведения предназначены для слухового и зрительного восприятия при помощи специальных технических устройств.

В список аудиовизуальных произведений входят следующие позиции:

  • Кинематографические произведения.
  • Кинематографические произведения, которые выражаются специальными средствами. Здесь можно говорить о видеофильмах и телефильмах.

Чаще всего автором конкретного фильма является человек, названный в соответствии с Гражданским Кодексом страны:

  1. Во-первых, это может быть режиссер – постановщик.
  2. Во-вторых, это автор сценария.
  3. В-третьих, композитор произведения.

Прочие работники и деятели кинематографии также могут выступать авторами своего конкретного интеллектуального труда, который входит в состав конкретного фильма. Например, звукорежиссер является автором звуковой композиции фильма, над которой он работал. Стоит отметить, что именно эта композиция является его индивидуальным трудом интеллекта со всеми вытекающими из этого законодательными правами и ответственностями.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1394
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava_na_film/

Как мне защитить мое авторское право на заявку, синопсис и сценарий, учитывая, что специфика работы с киноматериалом предполагает постоянные изменения в сценарии и доработки (даже во время съемочного процесса)?

Вы можете задепонировать необнародованный текст синопсиса или сценария. Эта услуга доступна и в РАО, в нашей юридической компании. Свидетельство о депонировании подтверждает, что на конкретную дату Вы заявили о своем авторстве конкретного произведения, и может быть использовано как доказательство в суде. При этом депонирование никак не отменяет того, что текст может меняться. Любой суд будет оценивать все произведение в совокупности и степень совпадения различных версий. Обычно 70-80% совпадения достаточно для того, чтобы отстоять свое авторство.

При этом необходимо понимать, что идеи (то есть заявки) не охраняются авторским правом. Но если заявку немного расширить и назвать синопсисом — то можно депонировать.

Народным способом защиты является отправка самому себе запечатанного почтового конверта со сценарием внутри. Большим минусом данного варианта является отсутствие возможно продемонстрировать сценарий до суда. Проще говоря, если вы вскроете конверт на встрече с продюсером, например, чтобы доказать свое авторство то одновременно со вскрытием конверта утратите все средства защиты. С депонированными произведениями такого произойти не может. Вы свободно можете предъявлять свидетельство, подтверждающее ваше авторство.

Блок: 3/15 | Кол-во символов: 1518
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Принадлежность авторского права на фильм


Фильм – это совместное произведение, которое требует участие довольно большого количества специалистов. Иногда бывает сложно определить, кому же принадлежит авторское право на конкретный кинофильм. Авторские права на сценарий принадлежат чаще всего режиссеру – постановщику или сценаристу. Продюсер в ряде стран также является правообладателям авторского права. А вот актер, не имеет права, претендовать на какие – либо авторские права, так как всего лишь выполнять актерские функции, то есть работает по готовому сценарию.

Замечание 1

В некоторых случаях композитор, написавший музыкальное произведение к фильму, может претендовать на какие – то авторские права. Тем не менее, перед выходом фильма в свет композитор продает свое произведение режиссеру – постановщику, после чего автоматически передает свои авторские права.

В судебной практике были такие случаи, когда человек подает в суд на продюсерскую компанию и обвиняет ее в незаконном копировании текста, мелодии или прочих интеллектуальных произведений. Если автор на этапе завершения своего интеллектуального произведения не регистрирует авторское право надеяться на его дальнейшую законность практически невозможно. Стоит обратить внимание, что подавать в суд и тем более судиться с крупной продюсерской компанией довольно сложно и без квалифицированной помощи сделать это будет практически невозможно.

Общественным достоянием интеллектуальное произведение может перейти только после окончания срока действия. В соответствии со статьей 1281 Гражданского Кодекса Российской Федерации авторское право действует в течение всей жизни автора, а также на протяжении 70 лет с момента регистрации того самого авторского права. Авторское право начинает действовать с 1 января того года, когда права были зарегистрированы.

Все нарушения авторских прав, а также дальнейшие разбирательства по присвоению права на интеллектуальную собственность, разбираются исключительно в судебном порядке по заявлению одной из сторон. Наказание за нарушение авторского права избирается согласно законам страны.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2096
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava_na_film/

Факт публикации на сайте является достаточной защитой моего произведения?

Если Вы заявляете себя автором произведения при его любом обнародовании (будь то публикация на сайте или выход фильма, снятого по Вашему сценарию) — Вы будете считаться автором произведения, пока не доказано обратное.

Однако, если публикация на сайте, например, исчезнет, а нотариальной копии страницы сайта сделано не будет и не найдется достаточное количество свидетелей, готовых подтвердить, что текст был размещен под вашим именем — ваше положение по защите своего авторства станет более затруднительным.

Депонирование является способом обезопасить НЕобнародованное произведение (например, когда вы только рассылаете свой сценарий продюсерам). После обнародования действует презумпция авторства, и никакая дополнительная регистрация произведения не требуется.

Блок: 4/15 | Кол-во символов: 909
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Доказательство авторства


Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.

Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения. Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.

В качестве доказательств могут выступить:

  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.

 

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1539
Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15669-kak-scenaristu-zashitit-svoyu-ideyu

Если в процессе девелопмента я даю допуск к моему проекту редактору, продюсеру, членам команды или кому-либо еще, надо ли мне подписывать с данными лицами договор о неразглашении информации или что-то в этом роде?

Это крайне рекомендовано. Во-первых соглашение о конфиденциальности, а во-вторых договор, в котором подробно прописаны сроки создания, цена, условия передачи прав на готовое произведение, ваши гарантии и ответственность за нарушение гарантий и обязательств.

Блок: 5/15 | Кол-во символов: 492
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Подведем итог


  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения. Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.
  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.
  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).
  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!

 

 
Елена Марина

Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара).

Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».

 

 

Теги

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1127
Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15669-kak-scenaristu-zashitit-svoyu-ideyu

Если я воспользуюсь подсказанными мне идеями со стороны экспертов и привнесу их в мой сценарий, не будет ли это означать, что у меня появились соавторы? И в каком случае соавтор появляется?

Идеи не охраняются авторским правом. Следовательно, человек, подкинувший идею, не становится автоматически автором произведения. Также к соавторам не относятся и редакторы. Соавтором становится человек, вносящий фактический творческий вклад в произведение наравне с другим автором.

Блок: 6/15 | Кол-во символов: 492
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Какие нужны договоры на стадии девелопмента? С кем? Как их составить?


Продюсеру (инициатору проекта) обязательно нужны грамотные подробные договоры со всей сценарной группой с обязательной фиксацией сроков работ, цены работ и с приложением максимально подробного технического задания. Либо это может быть договор покупки готового сценария. За составлением договоров советуем обратиться к юристам, профессионально обслуживающим сферу кинопроизводства. Какой-то стандартной формы «на все случаи жизни» не существует, нюансов в работе с каждым конкретным автором и в каждой конкретной ситуации достаточно много.

Блок: 7/15 | Кол-во символов: 629
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Какие у меня права на готовый фильм, снятый по моему сценарию? Какие у меня права на готовый фильм, снятый по моей идее?

На фильм в целом у автора сценария нет прав.

Если сценарист передал исключительные права на сценарий (а так происходит в подавляющем большинстве случаев), то за автором по закону остаются только личные неимущественные авторские права, связанные исключительно с использованием его имени в фильме и сопутствующих материалах, в том числе право снять свое имя с титров.

Однако в редких случаях бывают вариации отношений продюсера со сценаристом, когда сценарист, например, может претендовать на долю от прибыли с фильма или самостоятельно представляет фильм на фестивалях.

Если же фильм снят по Вашей идее, у Вас нет и личных неимущественных авторских прав. Если договоритесь с продюсером и он пойдет Вам на встречу, Ваше имя может быть указано в титрах.

Блок: 8/15 | Кол-во символов: 958
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Могу ли я доказать, что идея фильма принадлежит мне?


Даже если докажете перепиской или свидетельскими показаниями, напоминаем, что идеи не охраняются авторским правом, и Вы не сможете претендовать в обязательном для продюсера порядке на какое-либо вознаграждение или на указание в титрах.

Блок: 9/15 | Кол-во символов: 309
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Если я отсылаю материалы с описанием проекта на питчинг, есть ли реальный способ защитить мою идею? Известны ли такие прецеденты?

Способы защиты проекта ничем не отличаются от способов защиты сценария и синопсиса (депонирование).

Идеи по российскому законодательству не охраняются.

Блок: 10/15 | Кол-во символов: 342
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Кино — коллективное произведение. На каких членов команды распространяется авторское право на готовый продукт?

Ответ такой же, как на первый вопрос.

Блок: 11/15 | Кол-во символов: 169
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Если я предоставляю для использования материалы моего видеоархива авторам фильма, означает ли это, что я становлюсь обладателем смежных прав? И как мне защитить мое авторское право на видеоматериал?

Первое и самое важное при ответе на этот вопрос — видеоматериал должен принадлежать Вам. Вы либо его приобрели, либо сняли сами. Кроме того, важно, какого характера этот материал, на каких условиях он приобретен или снят.

Если материал полностью ваш и не содержит ограничений по использованию, вы можете на условиях договора или разрешения передать его для использования в фильме. При этом никаких прав на фильм вы не приобретаете.

Если же ваш видеоматериал использован в фильме незаконно — вы вправе требовать его исключения из фильма и получения компенсации.

Блок: 12/15 | Кол-во символов: 831
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Сколько в среднем стоят услуги юриста по авторскому праву, если я хочу прибегнуть к ним при подписании договора с продюсером или с инвестором, с режиссером или с членами команды?

Цены формируются исходя из разных вводных: надо ли составить договор или проанализировать форму контрагента, насколько подробным будет договор (может быть 3 страницы, а может быть 100 — это разный объем работы), сколько членов команды, на какой срок необходим юрист, нужно ли систематическое сопровождение проекта/кинокомпании или разовые услуги, нужно ли вести переговоры от лица клиента и т.д. Рекомендуем уточнять цену по четко сформулированным запросам, чтобы цена была разумной и справедливой.

Блок: 13/15 | Кол-во символов: 698
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

Нормы международного авторского права распространяются на все страны бывшего СНГ?

Нормы международного авторского права распространяются только на те страны, которые приняли (подписали) соответствующие международные конвенции, и у которых приоритет международных норм над внутренними прямо предусмотрен внутренним законодательством.

Международные конвенции принимаются как полностью, так и с оговорками и ограничениями. Для четкого понимания ситуации нужно понимать, какой вопрос стоит перед вами, и после этого анализировать законодательство конкретной страны.

Блок: 14/15 | Кол-во символов: 621
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq

В случае, если на проект собирается международная команда, как на наши договоренности влияют законодательства различных стран? На какие нормы опираться в случае копродукции?

При заключении международных договоров в таких договорах всегда указывается применимое законодательство страны (России, США, Канады и т.д.), которым регулируется исполнение договора.

В международном договоре рекомендуем тщательно прописывать максимальное количество условий сотрудничества.

Блок: 15/15 | Кол-во символов: 499
Источник: https://iwantfilm.ru/LegalFaq
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 18167
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://iwantfilm.ru/LegalFaq: использовано 15 блоков из 15, кол-во символов 9209 (51%)
  2. https://tvkinoradio.ru/article/article15669-kak-scenaristu-zashitit-svoyu-ideyu: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5468 (30%)
  3. https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava_na_film/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3490 (19%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.