Подведомственность дел об административных правонарушениях — рассматриваем обстоятельно

Полномочия органов власти определяют подведомственность административных дел. И нарушение правил подведомственности может повлечь отмену и протокола об административном правонарушении, и постановления. Эти правила являются основой соблюдения порядка привлечения к административной ответственности. 


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 298
Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-administrativnyx-del/

Как определить подведомственность административных дел

В России существуют различные контролирующие органы. Каждый из которых наделен определенными полномочиями в сфере привлечения к административной ответственности. Обширный перечень органов власти и судебной системы предопределяют также общественная опасность некоторых видов правонарушений. А также значительные ограничения прав человека при назначении отдельных видов административных наказаний. 

В процессе привлечения к административной ответственности подведомственность означает полномочие рассматривать дело. То есть исследовать доказательства, личность правонарушителя, обстоятельства дела и назначить административное наказание. Но КоАП предусматривает, что и возбуждение дела об административном правонарушении тоже осуществляют определенные должностные лица органов власти. То есть это тоже своего рода подведомственность. Но связанная с составление первичных процессуальных документов.

Полномочия органов власти и суда на рассмотрение дел закрепляет глава 23 КоАП РФ. А составлять протоколы (начинать дело) – статья 28.3 КоАП РФ. 

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1092
Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-administrativnyx-del/

Подведомственность дел: общие моменты и понятия


Если говорить доступным для большинства обывателей языком, то подведомственность дел об административных правонарушениях – это отнесение любого правонарушения или же спора к юрисдикции (подведомственности) определенных властных структур. Вроде бы все просто и понятно, но нет – разделение полномочий разрастается как снежный ком, обрастая законами и всевозможными прецедентами.

Изначально подведомственность имеет два основных критерия – территориальность и предметность, хотя очень часто они переплетаются.

Суть данного термина четко закреплена в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях. Хотя принято очень много законодательных актов, которые разграничивают и уполномочивают органы власти рассматривать административные дела.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 789
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Разделение органов, рассматривающих административные дела

Также законодательно установлен и четкий предел, согласно которому существует две компетенции властных структур:

  • Первая инстанция. Составление протоколов и актов об административных правонарушениях. Возбуждение административных дел.
  • Вторая инстанция. Рассмотрение дел и принятие по ним решения.

Первый пункт подходит для небольших нарушений, влекущих среднюю и малую ответственность (денежные штрафы), тогда как вторая предусматривает подведомственность суду дел об административных правонарушениях. Именно суды первой инстанции имеют самый большой перечень полномочий по рассмотрению административных нарушений. Ну и наказания за них соответствующие (исправительные работы, арест, лишение прав и т. п.).

Так, к подведомственности судов относятся следующие категории дел (главы 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14 КоАП):

  • нарушение прав других граждан;
  • нарушение законодательства о выборах;
  • принуждение в сфере массовых мероприятий (забастовки, несанкционированные митинги и шествия);
  • нарушения в сфере здравоохранения и безопасности здоровья человека;
  • правонарушения в отраслях хозяйствования;
  • потребление наркотиков и прочих психотропных препаратов без назначения врача;
  • злоупотребления в сфере связи и информационных технологий;
  • нарушения дорожной деятельности;
  • проступки в сфере предпринимательства.

Список далеко не полный, но вышеперечисленные дела встречаются ежедневно и повсеместно.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1439
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Подведомственность административных дел несовершеннолетних лиц


Дело об административном правонарушении, совершенное лицом до 18 лет, рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Обратите внимание на то, кто является законным представителем такого лица. О них мы подробно рассказали в публикации “доверенность по административным делам“.

Дела о правонарушении таких лиц в области дорожного движения и нарушение правил управления судном могут быть переданы такой комиссии по решению должностного лица, который составил протокол.

Сама комиссия может передать дело суду, если установит, что не может назначить наказание. Если правонарушение указано в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 673
Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-administrativnyx-del/

Подсудность административного дела по КоАП РФ

По общему правилу дело рассматривает уполномоченный орган по месту совершения административного правонарушения. Поэтому, к примеру, если нарушение в области дорожного движения произошло в Новгороде, а нарушитель живет в Смоленске, дело рассматривают в Новгороде. 

Есть способ изменить подсудность. Подать ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства нарушителя. Причем КоАП не обязывает называть причины передачи дела.

Исключительная подсудность установлена для ряда правонарушений статьей 29.5 КоАП РФ.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 553
Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-administrativnyx-del/

Структуры, уполномоченные рассматривать административные дела


Кроме судов существует целый ряд органов власти, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:

  • гарнизонные военные суды;
  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы внутренних дел;
  • органы уголовно-исполнительной системы;
  • налоговые службы;
  • таможенные и пограничные органы.

В данных службах подведомственность дел об административных правонарушениях разграничена очень четко, как понятно по названиям структур.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 501
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Разделение полномочий по рассмотрению административных правонарушений

Так, гарнизонные военные суды уполномочены принимать решения по правонарушениям граждан и военнослужащих, связанным с военными сборами и прочими армейскими мероприятиями.

Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают административные дела, совершенные подведомственными им лицами, правонарушения против них, а также массу дел в сфере семейных отношений (родителей и детей, сирот и детей, отданных на попечение и усыновление, и другое).

Органы внутренних дел и их должностные лица (начальники территориальной полиции, их заместители, начальники транспортной полиции с заместителями, руководители ГИБДД, участковые инспекторы), наделенные соответствующими полномочиями, имеют очень большой спектр рассматриваемых дел. Тут и нарушения общественного порядка, и безопасности дорожного движения, хулиганские действия на транспортных маршрутах и в общественном транспорте (полный перечень правонарушений прописан в ст. 6, 8, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 20 КоАП).

Следует добавить, что при рассмотрении вышеперечисленными органами допускается передача дел об административных правонарушениях по подведомственности в пользу судов первой инстанции. Это обусловлено тем, что возможно слияние подсудности у властных структур, и как результат расширением перечня мер, которые могут быть применены к нарушителю. Суды в этом плане имеют больше санкционных полномочий.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1423
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Виды территориальной подведомственности


Опять-таки, рассмотрение административных дел в судах обладает вариативным фактором в зависимости от степени и характера правонарушения. Сегодня закон выделяет два основных вида подведомственности по территориальному признаку:

  • исключительная;
  • договорная.

Исключительная территориальная подведомственность не допускает вообще никаких отклонений от буквы закона. Ярким примером являются споры по имущественным правам (недвижимое имущество). Рассматривать такие производства могут только органы, которые находятся по месту его расположения. Но обратная сторона медали такова, что встречные иски по рассматриваемому делу, независимо от того, какая применена подведомственность дел об административных правонарушениях, подаются в эту же инстанцию. И не важно, соблюден территориальный признак или нет.

Договорная подведомственность предусматривает возможность выбора места и органа, который будет рассматривать правонарушение. Однако данный признак может быть использован, если отсутствует исключительность подведомственности.

Но юридическая практика показывает, что территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях не может быть изменена без значимых последствий. Так как основополагающим нормативно-правовым актом является все же КоАП, то любое несоответствие его положениям в части подведомственности рассматриваемых дел может быть обжаловано в судах высших инстанций.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1435
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Немного в заключение

Иногда термин «подведомственность» путают с «подсудностью». Действительно, между двумя этими определениями достаточно тонкая грань. Но правильнее использовать все-таки подведомственность дел об административных правонарушениях. КоАП не дает четкого определения для подсудности, хотя склоняет к тому, что данное понятие используется только в отношении судов всех уровней, с жестким распределением полномочий и властных функций.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 447
Источник: https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 8738
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-administrativnyx-del/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 2616 (30%)
  2. https://FB.ru/article/372157/territorialnaya-podvedomstvennost-del-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 6034 (69%)
  3. https://legalquest.ru/administrativnyj-process/podvedomstvennost-i-podsudnost-sudam-obshhej-yurisdikcii-del-ob-administrativnyx-pravonarusheniyax.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 88 (1%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *