Нарушаю ли я авторские права, я решил снять юмористический сериал с использованием в качестве главных героев персонажей

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Вопросы охраноспособности персонажей

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Свободное использования персонажа

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 270
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.

Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.


Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 976
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Литературным считается  персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев. Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы». Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения. В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать.

Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа. Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни. Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения.

Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма. Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение.

В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст. 1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.).

Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1911
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Проблемы охраны персонажей

Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер. Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело. Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.

Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах. Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский. После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права. Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1281
Источник: http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Персонаж как объект авторского права: понятие, признаки


В пункте 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ закреплено, на что распространяется охрана авторским правом, кроме самого произведения в целом. В перечне присутствуют и персонажи, которые будут подлежать охране в том случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. Также сказано, что персонажи должны быть объективно выражены.

Самого понятия персонажа Гражданский кодекс РФ не дает, однако если обратиться к разъяснениям высших судов, то можно найти одну формулировку. Персонаж – это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению (см. п. 29 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов №5/29 от 26 марта 2009 года).

Как в ГК РФ, так и Постановлении Пленумов сказано, что персонаж обязательно должен быть выражен объективно. Это могут быть следующие формы:

  1. Письменная. Здесь писатель в своей книге описывает литературного героя, выделяя его специфические черты характера, особенности внешности, одежды, и т.д.
  2. Устная. К примеру, автор, выступая в публичном месте, устно описывает персонажа, просто проговаривая вслух, какими характерными чертами наделен герой, его стиль поведения и т.д. Здесь также происходит объективное выражение.
  3. Изобразительная. Так, художник, рисуя картину, может в своем изобразительном произведении отвести значительное внимание тем героям, которые изображены на картине.
  4. Звуковая. Очевидно, что герой песни «Вася» рок-группы «Браво» является харизматичным персонажем и может охраняться авторским правом.
  5. Форма видеозаписи. Таких примеров множество: это герои мультфильмов, кинофильмов, сериалов и т.д.
  6. Объемно-пространственная. Так, Вера Игнатьевна Мухина, автор всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», обладает авторскими правами не только на это произведение в целом, но и на каждого из персонажей.
  7. Иные.

Если объективная выраженность присутствует, то необходимо проверить, соответствует ли персонаж другому важному критерию – уникальности. Его суть в том, что персонаж, как предписывает ГК РФ, должен иметь возможность считаться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности автора.

Важно, чтобы персонаж обладал какими-то особенностями, запоминающимися чертами: иными словами, сам герой произведения должен носить творческий характер. Очевидно, к примеру, что такой герой, как Эркюль Пуаэро, будет охраняться авторским правом в силу творческого подхода Агаты Кристи, в результате которого герой стал харизматичным. Всего этого не скажешь, например, об инспекторе Джеппе, который, напротив, является практически ничем не примечательным констеблем (полицейским). Следовательно, первый будет охраняться авторским правом, второй – нет.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2810
Источник: http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Вопросы охраноспособности персонажей

Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.

Если речь идет о художественных — произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом. В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев.

В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии. Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.

Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой. Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если — о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.

Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей. При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом. На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.

Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).

А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2825
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Персонажи как товарные знаки

О том, как возникают авторские права на персонажа, мы уже сказали. Теперь следует остановиться на таком важном моменте, когда популярные герои мультфильмов и фильмов регистрируются в качестве товарных знаков и получают охрану уже в качестве средств индивидуализации товаров, работ или услуг.

Приведем пример. Сегодня мультфильм «Смешарики» в России является одним из самых популярных, о чем быстро догадались предприниматели, начав действовать. Популярные герои мультфильмов лучше привлекают покупателей, поэтому изображение их на товаре – отличный маркетинг. Закон не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков персонажей, следовательно, каждый персонаж может стать отдельным товарным знаком.

С момента регистрации персонажа произведения в качестве товарного знака само изображение будет охраняться как средство индивидуализации товаров, если третьи лица будут незаконно размещать его на товарах. Наиболее яркий пример – знаменитые дела, связанные со «Смешариками». Суть в том, что каждый персонаж – это отдельный товарный знак. Обладателем исключительного права на них является немецкая компания Smeshariki Gmbh, которая уже несколько лет зарабатывает на российских предпринимателях. Происходит все так: предприниматель, стремясь привлечь больше покупателей, ставит изображения популярных персонажей на товары, тем самым нарушения исключительные права на товарный знак. Минимальная сумма компенсации за нарушение – десять тысяч рублей. Причем если на одном товаре изображены все восемь Смешариков – это по российскому законодательству соответственно восемь нарушений, а значит, минимальный размер компенсации уже восемьдесят тысяч рублей!

Впрочем, не следует забывать, что даже в таких случаях личные неимущественные права автора будут охраняться. Например, если кто-то исказит персонажа, уже не правообладатель товарного знака, а автор изображения вправе предъявить требование о защите неимущественных прав (в частности, потребовать компенсации морального вреда).

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2031
Источник: http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Регистрируя интеллектуальную собственность на тот или иной персонаж (или его имя) в качестве своего товарного знака, а также, заключая договор об использовании персонажей мультфильмов, вы берете на себя определенные обязательства перед обладателями авторских прав на данные произведения.

Регистрация в качестве товарного знака — это наглядный пример, описывающий отделение одной части произведения от целого и являющийся типичным способом самостоятельного использования таких частей произведения, как персонажи.

Существует множество примеров, подтверждающих выгоду от коммерциализации персонажей. Для того чтобы продвинуть свой бизнес в целом или ряд услуг, частные предприниматели или различные акционерные общества регистрируют выбранный персонаж в качестве своего собственного товарного знака. Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде.

Например, в начале двухтысячных в Апелляционной палате рассматривалось заявление с жалобой Антона Табакова режиссера, знаменитого актера и по совместительству владельца шикарного ресторана под звучным названием «Обломов на Пресне» об аннулировании торговой марки «Обломов», принадлежащей ОАО «ИГБ компания». Жалобу удовлетворили и вынесли решение об аннулировании данного торгового знака. Судья пояснил, что такая регистрация противоречит общественным интересам.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1401
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 13654
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7383 (54%)
  2. http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6122 (45%)
  3. https://www.9111.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B9/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 149 (1%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *