Содержание
Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/
Содержание
Нарушения при планировании
Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.
Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.
Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:
- за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
- за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/
Это интересно: Нарушения ПДД — я узнал сегодня 14.06.14 по порталу госуслуг, что имею протокол о нарушении ПДД от 29.06
17.05.2016
спикер: Беляева Ольга
Источник: https://OTC.ru/academy/articles/17052016_veb
Уровни контроля закупок
Система государственного и муниципального контроля обеспечивается «по горизонтали» по уровням бюджета и исходя из контроля источника закупок за счет средств, выделенных из бюджета соответствующего уровня, а именно:
— | контрольные органы федерального уровня контролируют заказчиков федерального уровня и финансирование (софинансирование) закупок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета; | |
— | контролеры субъектовые и муниципальные – соответственно контролируют заказчиков регионального и муниципального уровня и финансирование (софинансирование) закупок за счет средств регионального или муниципального бюджетов. |
К таким органам относятся ФАС, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финорганы, органы исполнительной власти субъектов, местные администрации. Полный перечень органов контроля приведен в ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Главные внутренние контролеры в Единой информационной системе (ЕИС) – органы казначейства и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.
При этом, например, Федеральное казначейство – орган, уполномоченный на осуществление контроля закупок следующих субъектов контроля:
— | государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ; | |
— | федеральные бюджетные учреждения, в том числе осуществляющие закупки от имени учреждения; | |
— | федеральные автономные учреждения, осуществляющие закупки от имени учреждения, и федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. |
Правила казначейского контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Обратите внимание что с 1 апреля 2019 года вступила в силу новая редакция правил (основание: постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1618).
Источник: https://www.referent.ru/40/12398
Классификация нарушений, выявленных в сфере закупок
Нарушаемые нормы российского закупочного законодательства, а также нарушения, выявленные при проверке соблюдения законодательства в сфере закупок, можно разделить на две группы:
1-я группа – нарушения при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
2-я группа – нарушения по закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Кроме постоянного изменения закупочного законодательства, связанного с его совершенствованием, только по состоянию на конец 2017 года отмечается наличие одной тысячи разъяснений Минэкономразвития, ФАС, Минфина России, а также принято 130 подзаконных актов (по данным аудиторского отчета Счетной палаты на площадке Московского финансового форума – 2018).
Предлагаем ознакомиться с типовыми нарушениями, которые указывались в актах контролирующих органов при проверках за 2017 год, но представляют актуальность и по сей день (с учетом изменений в законодательстве).
Источник: https://www.referent.ru/40/12398
Нарушения при определении способ проведения закупки
Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:
- 30 000 рублей для должностного лица;
- 50 000 рублей для самого заказчика.
Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.
Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/
Типовые нарушения по Закону № 44-ФЗ
1. Отсутствие контрактной службы; отсутствие положения о контрактной службе при наличии контрактной службы, документов о профессиональном образовании в сфере закупок у контрактных управляющих или работников контрактной службы; несоответствие должностной инструкции контрактного управляющего требованиям типового положения (нарушение статьи 38 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»).
2. Отсутствие (не создана) комиссии по осуществлению закупок либо при фактическом наличии комиссии отсутствие документов, определяющих (регламентирующих) порядок ее работы (нарушение статьи 39 Закона № 44-ФЗ).
3. Не соблюдены требования к формированию, утверждению и ведению плана закупок товаров, работ, услуг (нарушение статей 13, 18, 19, 20, 22, 23 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).
4. Несоблюдение требований к обоснованию закупок и их обоснованности (нарушение статей 13, 18, 19, 22 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555).
5. Несоблюдение требований к нормированию в сфере закупок (нарушение статьи 19 Закона № 44-ФЗ, приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1528 «Об утверждении требований к закупаемым Министерством образования и науки Российской Федерации и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)»).
6. Несоблюдение требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (нарушение статьи 22 Закона № 44-ФЗ).
Источник: https://www.referent.ru/40/12398
Нарушения при заключении контракта и его изменении
Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:
- для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
- для юридического лица 50 000-300 000 рублей.
Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.
Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.
Теперь что касается изменения и расторжения контракта:
- Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
- Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.
За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:
- Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
- Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.
При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.
Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.
Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:
- Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
- Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
- Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
- Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.referent.ru/40/12398: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5041 (48%)
- https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 5469 (52%)
- https://OTC.ru/academy/articles/17052016_veb: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 45 (0%)