Наезд на пешехода — я работаю в такси. Вёз пассажира, двигался по садовому кольцу в пределах разрешённой скорость

Ежегодно в России совершается более 50 тысяч наездов на пешеходов, и каждый десятый такой случай — со смертельным исходом. И пусть виновен в случившемся сам «пеший странник», водителю от этого не легче. Даже не будем перечислять множество проблем (юридические, финансовые и т.д.), с которыми ему придется столкнуться. Как же избежать фатальной встречи с пешеходом?

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 364
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911844-voditeli-protiv-peshekhodov-kak/


Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста о том, когда устанавливается знак «Пешеходный переход».

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три:

  • лёгкий;
  • средний;
  • тяжкий.

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1439
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

ДТП по вине пешехода


Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большое количество наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда успевает вовремя заметить на дороге пешехода в темной одежде и затормозить. Что касается пешеходов, то далеко не каждый из них понимает, что в темное время суток водителю хуже видно дорогу. Поэтому многие пешеходы переходят дорогу точно также, как делают это днем.

Если Вам приходится часто переходить дорогу в темное время суток, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами хорошо видно в темноте, поэтому риск попасть под колеса намного меньше.

Примечание. Напомню, что с 1 июля 2015 года пешеходы вне населенных пунктов обязаны иметь световозвращатели. В населенных пунктах такой обязанности нет, однако правила все же рекомендуют иметь подобные элементы.

Перейдем к рассмотрению аварий по вине пешеходов. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего имеют место следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход торопится и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если Вы понимаете, что приходится торопиться при участии в дорожном движении, то остановитесь на пару минут и переведите дух. Лучше опоздать по делам, чем попасть в ДТП и опоздать еще больше.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется наиболее удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

  • Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Чаще всего такие случаи происходят в спальных районах городов, поэтому там устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
  • Пешеход-пенсионер, который помнит те времена, когда машины были диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Поэтому он ходит по проезжей части, как по тротуару. Такого пешехода, к сожалению, переубедить очень сложно.
  • Местный пешеход, который по привычке переходит дорогу там, где еще недавно был пешеходный переход. Организацию дорожного движения время от времени меняют, в связи с этим исчезают привычные переходы. Однако далеко не каждый пешеход обращает внимание на знаки и разметку. Многие продолжают ходить по привычному маршруту в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не уступают дорогу, а пешеходы все равно идут.
  • Пешеход бежит за троллейбусом. В данном случае человек сильно нервничает, т.к. боится опоздать на общественный транспорт. При этом спешка затуманивает мозг и пешеход может вообще не обратить внимание на автомобили, перед которыми он пытается проскочить. Так что будьте крайне внимательны проезжая мимо остановок общественного транспорта. Рядом с ними ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько распространенных ситуаций, о которых должны знать и пешеходы и водители.

Напомню, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель автомобиля, однако и самому пешеходу следует позаботиться о собственной безопасности. Не следует выходить на переход не глядя. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 4093
Источник: https://pddmaster.ru/dtp/s-peshehodom.html

Чем наезд грозит водителю?

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего. Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего. В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
  • задержанием — до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду — до 2 лет;
  • заключением в тюрьме — до 3 лет.

Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав — точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2126
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Пешеходные переходы и перекрестки


Появление пеших граждан на дороге — совершенно естественно на «зебрах» и перекрестках. Но сочетание невнимательности водителей и самоуверенности пешеходов часто приводит к катастрофическим последствиям.

На небольших внутрирайонных дорогах перед перекрестками и пешеходными переходами попадаются светофоры без предупреждающего мигания. Если зеленый сигнал долго горит, подъезжая к светофору, всегда предполагайте его внезапное переключение. Снизив скорость, будьте готовы к вероятной остановке. Также никогда не проскакивайте на желтый или мигающий зеленый сигнал. Пешеходы могут выйти на проезжую часть раньше времени, причем совершенно не глядя по сторонам.

Материалы по теме

Дождавшись разрешающего сигнала или просто остановившись перед зеброй, не торопитесь снова начать движение, если рядом находится большой автомобиль, загораживающий обзор. Его задержка может быть вызвана бегущим наперерез пешеходом.

Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, снижайте скорость, а при виде подходящего к нему пешехода плавно остановитесь. В противном случае можно не рассчитать расстояние, и человек окажется на дороге раньше, чем вы минуете это место. Но и просто при виде остановившегося перед зеброй автомобиля следует встать рядом, а не проскакивать мимо (п. 14.2. ПДД). Ведь за ним, возможно, скрывается не видимый заранее пешеход.

При повороте на перекрестке не забывайте пропускать пешеходов, переходящих дорогу, на которую вы поворачиваете (п. 13.1. ПДД). Они могут выйти на проезжую часть совершенно неожиданно и независимо от сигналов светофора. Выезжая из двора на основную дорогу, также пропускайте переходящих ее людей. Отслеживайте их заранее — находящийся рядом с машиной человек может попасть в слепую зону.

Еще стоит упомянуть велосипедистов (хоть они и не являются по ПДД пешеходами) и людей, катающихся на роликовых коньках, скейтбордах или самокатах. Многие из них переезжают проезжую часть прямо на своих колесных приспособлениях. Неважно, по пешеходному переходу или нет. Это в любом случае очень опасно, поэтому просчитывайте свои действия с учетом дефицита времени и пространства.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2143
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911844-voditeli-protiv-peshekhodov-kak/

Если виноват пешеход

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 822
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Наезд на пешехода по вине водителя


В отличие от пешехода водитель может допустить гораздо больше нарушений, которые приведут к наезду:

  1. ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе. Причиной наезда может послужить то, что водитель вовремя не заметил пешехода, либо вообще не заметил пешеходный переход.
  2. ДТП при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ПДД) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). К сожалению, далеко не каждый водитель знает о том, что при повороте следует уступить дорогу пешеходам. Кроме того, далеко не всегда удается заметить пешехода, которого скрывают припаркованные автомобили или других препятствия.
  3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.
  4. ДТП вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или при нарушении другого пункта правил.

Однако не только нарушения правил могут послужить причиной наезда. Существуют несколько ситуаций, при которых водителю следует быть особо внимательным:

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы могут неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие автомобили. Некоторые водители пропускают пешеходов везде (в том числе вне пешеходных переходов) и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные у края проезжей части автомобили. Хаотичная парковка транспортных средств затрудняет движение по дороге. Однако это не останавливает пешеходов и они могут неожиданно выйти на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, удается заметить не сразу.
  5. Неширокие дороги в спальных районах города. На такую дорогу может неожиданно выбежать ребенок, увлеченный игрой.

Если скомбинировать несколько перечисленных факторов, получится еще более неприятная ситуация:

Например, нерегулируемый пешеходный переход, расположенный около остановки общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. В такую ситуацию может попасть любой водитель. Вероятность неожиданного появления пешехода при этом довольно большая, а заметить его вовремя оказывается довольно сложно. Так что будьте предельно осторожны, двигайтесь со скоростью 20-30 км/ч, внимательно следите за другими участниками движения.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2291
Источник: https://pddmaster.ru/dtp/s-peshehodom.html

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 331
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Влияние рельефа дороги


Когда дорога изгибается в горизонтальном или вертикальном направлении, помимо решения обычных задач управления автомобилем приходится обращать внимание на возможное появление в скрытой зоне пешехода и принимать превентивные меры. Причем оказаться там он может не по своей воле: дорожные службы иногда, вопреки логике, размещают пешеходные переходы в подобных опасных местах.

Материалы по теме

Некоторые извилистые дороги проходят по границам парков, когда окончание поворота скрывается за деревьями. Также на обочинах могут быть расставлены грузовики, загораживающие обзор. Подъезжая по узкой дороге к такому повороту, всегда замедляйтесь и коротко подавайте звуковой сигнал. Будьте готовы к неожиданностям.

Если дорога многополосная, перед закрытыми поворотами старайтесь перемещаться подальше от тротуара (или стоящих вдоль него машин) — хотя бы на ширину одной полосы — и притормаживайте. У вас появится более полная информация о происходящем за поворотом и время принять контрмеры.

Приближаясь к вертикальному перегибу дороги (верхняя часть холма или моста), также снижайте скорость, чтобы иметь возможность отреагировать на пешехода, скрытого рельефом местности. Никогда не совершайте обгон в таких местах: на встречной полосе помимо автомобилей могут находиться люди, переходящие дорогу и не ожидающие неприятностей с противоположной стороны.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 1383
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911844-voditeli-protiv-peshekhodov-kak/

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Водитель, который допустил наезд на пешехода, может быть привлечен к ответственности по следующим пунктам:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода.

Например, в случае наезда на пешеходном переходе — штраф в размере 1 500 — 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае причинения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью — штраф 2 500 — 5 000 рублей или лишение водительских прав на 12 — 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — штраф 10 000 — 25 000 рублей или лишение водительского удостоверения на 18 — 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
  • Смерть пешехода — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
  • Смерть нескольких пешеходов — уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

Примечание. Водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия нескольких факторов. Поэтому и пешеходам, и водителям транспортных средств нужно внимательно следить за дорожной ситуацией и не рисковать собственными жизнью и здоровьем.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников

Последнее обновление: 4 июля 2019

Рекомендуем также прочитать:

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1650
Источник: https://pddmaster.ru/dtp/s-peshehodom.html

Чем грозит наезд со смертельным исходом?


Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:

  • заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
  • привлечением к полезному труду — до 4 лет.
Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1360
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Пешеходы во дворах

Во дворах, то есть на «своей территории», пешеходы чувствуют себя в особенной безопасности. В том числе на узких дворовых проездах. Пенсионеры не смотрят по сторонам, школьники буквально выпрыгивают из-под колес, а молодые мамы без лишних мыслей могут выкатить коляску с ребенком на дорогу. Все это надо учитывать, чтобы держать ситуацию под контролем.

Передвигаясь по двору, не превышайте скорость. Учитывая наши реалии, держите ее хотя бы в пределах 30 км/ч. Очень внимательно следите за окрестностями дороги, мысленно готовясь в любой момент затормозить. Помните, что помимо идущих людей во дворах не редкость быстро движущиеся объекты — велосипедисты и подростки на роликовых коньках (скейтбордах).

Материалы по теме

Разворачиваясь на небольшой площадке, двигайтесь очень медленно и постоянно крутите головой, «сканируя» пространство вокруг себя. У многих пешеходов есть нехорошая привычка обходить маневрирующие машины вплотную. Чтобы не наехать на кого-то задним ходом или не прижать к стене дома боком, все время будьте начеку.

В зимний период также следите за состоянием тротуаров и самой дороги. Если они покрыты льдом или укатанным снегом, при сближении с очередным пешеходом замедляйтесь почти до нуля, предполагая его возможное падение под колеса. А ночью, въезжая во двор, включайте дальний свет фар (отключая его только при появлении встречных автомобилей). Это поможет видеть окрестности как на ладони, одновременно обозначив себя в глазах даже отдаленных пешеходов.

Наконец, внутри дворовых пространств обязательно приглушайте (лучше до нуля) звучание стереосистемы. Слушая музыку, вы лишаетесь части внимания и теряете реакцию. Также можно физически не услышать важную информацию извне, например топот и крики подбегающих к дороге детей. Наконец, излишне говорить, что разговоры по телефону (даже по громкой связи) во дворах должны быть исключены.

Текст: Юрий Хайкевич

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1911
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911844-voditeli-protiv-peshekhodov-kak/

Особенности уголовного наказания


Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:

  • нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
  • смерть пешехода.

При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.

Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.

При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств — непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.

Под милость государства попадают:

  • беременные;
  • женщины после 55 лет;
  • женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
  • мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
  • мужчины после 60 лет;
  • лица до 18 лет — естественно, они водили без прав;
  • лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
  • инвалиды I-III групп.

Но у этих лиц всё равно будет судимость.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1064
Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 25028
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 7142 (29%)
  2. https://pddmaster.ru/dtp/s-peshehodom.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 8034 (32%)
  3. https://www.zr.ru/content/articles/911844-voditeli-protiv-peshekhodov-kak/: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 9852 (39%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *