Нормы, ограничения на декоративную подстветку в ночное время: разбираемся в общих чертах

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.


Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 403
Источник: https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html

Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Угол наклона светильника должен быть  80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.

Максимальное значение яркости

Угол установки 80 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

на 1000 Лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.

Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:

Угол установки 80 град — 50 Кд

Угол установки 85 град — 30 Кд

Угол установки 90 град — 10 Кд

соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 813
Источник: https://lightru.pro/normyulichnogo-osvesheniya/

Принципы построения уличного освещения


Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

к содержанию ↑

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1665
Источник: https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

к содержанию ↑

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

к содержанию ↑

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

к содержанию ↑

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 4078
Источник: https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html

Нормы уличного освещения в городе


Ниже приведем перечень норм освещения в городе. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Высота размещения светильников на улицах городов, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м. до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов.

Таблица взята

Нормы уличного освещения

Освещаемые объекты Средняя освещенность

Еср, лк

не менее
Распределение освещенности

Емин / Еср

не менее
1 А1. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)

— с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
30 0,35
2 А2. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)

— с пропускной способностью 7 000 — 9 000 ед/ч
20 0,35
3 А3. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города)

— с пропускной способностью 4 000 — 7 000 ед/ч
20 0,35
4 А4. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)

— с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
20 0,35
Магистральные дороги и улицы районного значения. Клас дороги — Б
5 Б1. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)

— с пропускной способностью 3 000 — 5 000 ед/ч
20 0,35
6 Б2. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)

— с пропускной способностью 2 000 — 5 000 ед/ч
15 0,35
Улицы и дороги местного значения. Клас дороги — В
7 В1. Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)

— с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
15 0,25
8 В2. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)

— с пропускной способностью 1 500 — 3 000 ед/ч
10 0,25
9 В3. Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)

— с пропускной способностью 500 — 2 000 ед/ч
6 0,25
Обособленный трамвайный путь
10 Обособленный трамвайный путь 10

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2318
Источник: https://lightru.pro/normyulichnogo-osvesheniya/

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Улицы

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади;
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров;
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны;
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды;
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

к содержанию ↑

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

к содержанию ↑

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

к содержанию ↑

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

к содержанию ↑

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

к содержанию ↑

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа;
  • возможность повреждения;
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

к содержанию ↑

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Фонари

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Прожекторы

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Светильники

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые);
  • энергосберегающие;
  • болларды;
  • индиректы (светильники отраженного света);
  • встраиваемые.

к содержанию ↑

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 7791
Источник: https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок



Освещаемые объекты

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Автозаправочные станции

1

Подъездные пути с улиц и дорог:

Категорий А и Б

Категории В

15

10

2

Места заправки и слива нефтепродуктов

20

3

Остальная территория, имеющая проезжую часть

10

Стоянки, площадки для хранения подвижного состава

1

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

6


Блок: 5/7 | Кол-во символов: 860
Источник: http://tdTranscom.ru/normy-osveshchennosti/normy-osveshcheniya-ulits/

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 19219
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://lightru.pro/normyulichnogo-osvesheniya/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3131 (16%)
  2. http://tdTranscom.ru/normy-osveshchennosti/normy-osveshcheniya-ulits/: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 2151 (11%)
  3. https://220.guru/osveshhenie/ulichnoe/podsvetka-ulic.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 13937 (73%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *