Отчисление учащегося из учебного заведения является сложным процессом. Это доставляет большое количество проблем, как студенту, так и руководству учебного заведения. Причины, из-за которых могут отчислить учащегося, разнообразные. Зачастую это происходит из-за неуспеваемости студента, за неуплату учебы или за не посещаемость. Помимо этого учащийся может прекратить учебу в данном образовательном заведении по собственной инициативе. Порядок отчисления студента из ВУЗа зависит от конкретного случая.
Источник: https://ogic.ru/pravo/otchislenie-studenta-iz-vuza.html
Содержание
- 1 Причины отчисления
- 2 Недостаточная внутренняя мотивация
- 3 Варианты продолжения обучения
- 4 Смена ориентиров
- 5 Восстановление
- 6 Завышенные представления о себе
- 7 Неумение общаться с людьми
- 8 Чрезмерная значимость увлечений
- 9 Работа мешает учебе
- 10 Роковые обстоятельства
- 11 Контраст университетского и школьного стиля
- 12 Сложность курсов
- 13 Жесткая траектория обучения
- 14 Как удержать студентов
Причины отчисления
Уважительные причины отчисления:
- сложная финансовая ситуация (отсутствуют средства на оплату контрактного места);
- академический отпуск (предоставляется по состоянию здоровья или иным веским причинам, связанным с социальным статусом студента);
- инвалидность;
- уход за больными близкими, детьми.
Уважительная причина отчисления оставляет возможность восстановиться без потери времени, места (бюджет, контракт). Неуважительная таких привилегий не дает. Что это может быть за причина:
- уход из вуза по своему желанию без указания объективных обстоятельств, которые к этому вынудили;
- неуспеваемость (некоторые вузы устанавливают более жесткие условия, но обычно это задолженности по 3+ задолженностям, включая курсовые работы);
- прогулы, другие нарушения дисциплины (50%+ пропусков за месяц);
- невыход на учебу (новый учебный год, окончание академического отпуска) 15 дней;
- антиобщественные проступки;
- нарушение устава университета, договора об обучении систематическое пренебрежение правилами.
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta
Это интересно: Нужно ли пересекать границу каждые 3 месяца
Недостаточная внутренняя мотивация
Абитуриенты не всегда сами выбирают специальность в вузе. В итоге несамостоятельный выбор часто приводит к «аллергии» на учебу, а затем — к отчислению. Студент может принять неправильное решение:
- под давлением родителей, которые решают за отпрыска, чем ему заняться;
- из желания хорошо трудоустроиться, получить «теплое местечко»;
- под влиянием социальной нормы. Высшее образование в стране стало почти всеобщим, без учебы в вузе современная биография немыслима;
- из стремления «пересидеть» армию.
В этих ситуациях у студента нет внутренней убежденности в том, что он выбрал «свою» специальность. Его интересуют не знания, а вузовский диплом. Такая мотивация недостаточна для хорошей учебы и «закрепления» студента в университете.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Варианты продолжения обучения
Факт отчисления не должен стать причиной отказа от профессиональной подготовки. Есть альтернативные решения.
- Восстановление (свой вуз).
- Перевод на другую специальность (кафедру, профиль) до выхода приказа об отчислении.
- Смена формы обучения (перевод на заочное).
- Учеба в другом вузе (с того же курса, если это «Синергия»).
- Оформление академического отпуска (когда причина неуспеваемости/прогулов уважительная).
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta
Смена ориентиров
Нередко студенты разочаровываются в выбранной специальности. Пересмотром ценностей объяснили свое выбытие примерно треть учащихся. В такой ситуации часть студентов меняют отделение или факультет (переводятся, досдают нужные предметы), но часть студентов покидает вуз. Еще 7% опрошенных (в дополнение к той трети «разочаровавшихся в специальности») осознали, что «на данном жизненном этапе не хотят обучаться в университете».
Смена приоритетов влияет и на самого студента (он может «выпасть» из системы высшего образования), и на вуз (меньше студентов — меньше финансирование вуза, ниже его конкурентоспособность; см. Студентам нужна помощь, а не отчисление). Тем не менее, эти «большие перемены» для студента не должны расцениваться как драма, полагает Елена Горбунова. Скорее, это естественный процесс самоопределения: «Обучение в университете совпадает с периодом, когда происходит формирование личности, поиск себя и своего дела». Этот процесс может затягиваться, идти методом проб и ошибок.
В этой интерпретации исследователь опирается на теорию взросления «Emerging adulthood», предложенную в 2000 году известным американским психологом Джеффри Арнеттом. Он описывает взросление молодежи 18-25 лет как нелинейный, индивидуальный процесс, предполагающий поиски идентичности. Этим объясняется нестабильность в образовании, работе, любви. Такие молодые люди — уже не подростки, но еще и не взрослые. У них много степеней свободы, на них не давят серьезные обязательства. В такой системе координат смена специальности говорит о саморефлексии, размышлениях человека о своим истинном предназначении.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Восстановление
273-ФЗ оставляет российским студентам право восстановиться на том же семестре или с потерей года в течение трех лет. Что делать:
- Выяснить причины санкций со стороны университета. Многие вузы действуют по внутренним правилам, которые могут отличаться. Их надо изучить.
- Получить академическую справку.
- Получить копию приказа ректора (список отчисленных, причины).
- Подготовить заявление на имя ректора вуза (расписать аргументы).
- Собрать документы (удостоверение личности, академическая справка, документ об образовании).
- Передать заявление, документы (приемная ректора).
Когда заявление рассмотрят, его автор получит аргументированный ответ – положительный/отрицательный. Дальнейшие действия зависят от этого документа. Что бы он ни содержал, никогда не поздно попробовать перевестись – сменить профиль, учебное заведение.
Перевод в другой вуз
Получив отказ (или изначально, если продолжить учебу не представляется возможным), студент вправе оформить перевод по факту отчисления в другое учебное заведение. Алгоритм его действий.
- Сдать задолженности. Если программы вузов полностью совпадают или имеется академ. справка, это условие необязательно.
- Определиться с профессией, факультетом, профилем на новом месте.
- Набрать проходной балл на внутреннем экзамене (смена специальности).
- Заполнить заявление.
- Сформировать пакет документов (образование, паспорт, фото).
- Передать приемной комиссии вступительные документы, копию зачетной книжки, академическую справку.
- Оплатить учебу.
- Получить новый студенческий билет.
Какие есть альтернативы после отчисления
Если дальнейшая учеба не привлекает студента, можно попытаться добиться успеха и без диплома. Варианты.
- Пройти краткий курс подготовки (бухгалтеры, предприниматели). В «Синергии» слушателями такого курса в дистанционном режиме (онлайн) ежегодно становятся десятки тысяч молодых людей.
- Устроиться в крупную компанию на должность, которая не предполагает наличие высшего образования. Карьерный рост займет больше времени, по мере становления можно будет продолжать учебу.
- Основать свое дело. Требуется стартовый капитал, хороший план, желание, уверенность. Проф. подготовка приложится, если возникнет такая необходимость.
Нюансы
Что бы ни выбрал вчерашний студент, важно, чтобы он не сомневался в правильности решения. Продолжить учиться можно сразу, после армии, 10 лет работы. Чем скорее молодой специалист вернется к обучению, тем проще ему будет ликвидировать академическую разницу. Есть несколько нюансов, которые полезно знать всем.
- Внутренний регламент вуза (отчисление, восстановление, прием отчисленных) стоит изучить как можно раньше.
- Ряд университетов восстанавливают студентов платно.
- Законное восстановление на тех же условиях возможно только при наличии вакантных мест.
- Обязательно получите приказ, подтверждающий, что вы отчислены, сделайте копию зачетной книжки. Эти документы могут понадобиться на самых разных этапах жизни.
Предупредить отчисление проще. Если над вами нависла угроза, постарайтесь встретиться с деканом кафедры, обсудить перспективы. Или сменить вуз до выхода приказа. Это отменит ряд возможных сложностей перевода.
Адрес поступления:
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta
Это интересно: Обязан ли ИП оплачивать переработку
Завышенные представления о себе
Иногда студент переоценивает свои возможности, поступая на ту или иную специальность, и «не тянет» учебу. Если речь идет о небольшой области знаний (каком-нибудь разделе изучаемой науки), то ситуация поправима. Можно обратиться за помощью к педагогам и однокурсникам. Если же весь курс осваивается с трудом, то это может привести к эмоциональному выгоранию, нежеланию учиться, а в итоге — и к отсеву. Подобное объяснение причин своего «вылета» («Не справился с объемом и сложностью заданий, прикладывал недостаточно сил к обучению») дали около четверти опрошенных студентов.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Неумение общаться с людьми
Конфликтность, неумение выстраивать общение в новом коллективе, неспособность к компромиссам тоже создают риск отчисления. Вузовское сообщество так или иначе отбраковывает «неформатных» учащихся — тех, кто не принимает общие «правила игры», академические нормы (см. Студентам нужна помощь, а не отчисление). «Я не нашел общий язык с преподавателями», — посетовала примерно четверть отчисленных студентов.
Неумение общаться мешает влиться и в студенческую среду. «Не сложились отношения с однокурсниками», — признались 18% отчисленных.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Чрезмерная значимость увлечений
«Я не нашел баланса между своими хобби и обучением», — объяснили свое отчисление примерно 20% опрошенных студентов. По сути, это вопрос приоритетов: что для человека важнее на этом этапе. Однако не исключено, что проблема связана с неумением правильно распределять время. Сложно спорить с правилом «делу — время, потехе — час».
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Работа мешает учебе
Совмещение занятий в вузе и работы — массовое явление в России (см. Более половины студентов работают во время учебы в вузе). Однако оно может привести к неуспеваемости и «вылету» из университета. Время, которое требуется на учебу (выполнение домашних заданий, проекты и пр.), отбирает работа. Примерно одна пятая опрошенных объяснила свое выбытие из вуза именно этим.
Однако вопрос в том, о какой именно работе речь. Если по профилю, то она может даже помочь в усвоении знаний (см. Работа по специальности помогает студентам лучше учиться).
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Роковые обстоятельства
Проблемы со здоровьем (19%), материальные трудности и тяжелые семейные обстоятельства (7%) можно объединить в еще одну группу рисков выбытия.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Контраст университетского и школьного стиля
Степень сложности и правила обучения в школе и в вузе различаются. В университете может быть очень высокая нагрузка. Студент не всегда готов к этому, он может не приспособиться к новому образу жизни. Адаптационные программы в университетах снижают эти риски.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Сложность курсов
Отсеву могут способствовать перегруженные программы обучения и непростые для освоения дисциплины (например, математические, инженерные и пр.).
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Жесткая траектория обучения
В российском высшем образовании изменения траектории обучения ограничены, отметила Горбунова. Это выражается в двух моментах:
- самого начала обучения студенты зачисляются на специальность (в США, например, студент принимается в вуз, а специальность можно выбрать позже). Но вчерашние школьники не всегда осознают свои истинные интересы. В то же время, смена напрвления проходит непросто. Студент часто вынужден досдавать множество предметов. На это решаются только самые мотивированные и упорные учащиеся. Другие могут отсеяться совсем.
- индивидуализация учебного плана в российских вузах ограничена.
Эти особенности университетской системы снижают внутреннюю мотивацию студентов к учебе и сужают возможности их личностного развития. В такой ситуации не все «держатся» за вуз.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Как удержать студентов
Среди мер, которые помогут студентам «закрепиться» в вузе, можно назвать поддержку слабоуспевающих ребят (стоит подтягивать их, давать испытательный срок «на исправление») и повышение интереса к специальности (через лучших студентов, мастер-классы и пр.). Нужно заниматься социальной интеграцией студентов — их участием в вузовских клубах и секциях, в студенческом самоуправлении и пр. Учебный процесс должен быть более гибким, а смена специальности — не такой нервозатратной.
Исследование опирается на опросы и интервью в двух престижных российских вузах (специальность — инженерное дело и экономика; проведены 18 интервью с преподавателями и администрацией, онлайн-опрос 180 отчисленных студентов в одном из вузов, 10 интервью с выбывшими студентами). Использованы и результаты лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (данные по студентам, отчисленным из московских вузов).
* Эти данные ОЭСР приведены в международном мониторинге образования Education at a Glance, 2010. См. таблицу приложения.
** Соавторами исследования стали сотрудники Университета штата Огайо (The Ohio State University) Ольга Кондратьева и Джошуа Холи (Joshua Hawley). Доклад был представлен на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) в НИУ ВШЭ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (DOC, 76 Кб)
См. также:
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Нерадивые студенты становятся подсудимыми
Университет служит инкубатором для среднего класса
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 ноября, 2016 г.
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5001 (25%)
- https://ogic.ru/pravo/otchislenie-studenta-iz-vuza.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 7656 (38%)
- https://iq.hse.ru/news/196832337.html: использовано 11 блоков из 12, кол-во символов 7575 (37%)