Отчисление из университета, индивидуальные решения Ваших проблем на юридическом портале — познаем вместе

Отчисление учащегося из учебного заведения является сложным процессом. Это доставляет большое количество проблем, как студенту, так и руководству учебного заведения. Причины, из-за которых могут отчислить учащегося, разнообразные. Зачастую это происходит из-за неуспеваемости студента, за неуплату учебы или за не посещаемость. Помимо этого учащийся может прекратить учебу в данном образовательном заведении по собственной инициативе. Порядок отчисления студента из ВУЗа зависит от конкретного случая.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 502
Источник: https://ogic.ru/pravo/otchislenie-studenta-iz-vuza.html

Причины отчисления

Уважительные причины отчисления:

  • сложная финансовая ситуация (отсутствуют средства на оплату контрактного места);
  • академический отпуск (предоставляется по состоянию здоровья или иным веским причинам, связанным с социальным статусом студента);
  • инвалидность;
  • уход за больными близкими, детьми.

Уважительная причина отчисления оставляет возможность восстановиться без потери времени, места (бюджет, контракт). Неуважительная таких привилегий не дает. Что это может быть за причина:

  • уход из вуза по своему желанию без указания объективных обстоятельств, которые к этому вынудили;
  • неуспеваемость (некоторые вузы устанавливают более жесткие условия, но обычно это задолженности по 3+ задолженностям, включая курсовые работы);
  • прогулы, другие нарушения дисциплины (50%+ пропусков за месяц);
  • невыход на учебу (новый учебный год, окончание академического отпуска) 15 дней;
  • антиобщественные проступки;
  • нарушение устава университета, договора об обучении систематическое пренебрежение правилами.
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1021
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta

Недостаточная внутренняя мотивация


Абитуриенты не всегда сами выбирают специальность в вузе. В итоге несамостоятельный выбор часто приводит к «аллергии» на учебу, а затем — к отчислению. Студент может принять неправильное решение:

  • под давлением родителей, которые решают за отпрыска, чем ему заняться;
  • из желания хорошо трудоустроиться, получить «теплое местечко»;
  • под влиянием социальной нормы. Высшее образование в стране стало почти всеобщим, без учебы в вузе современная биография немыслима;
  • из стремления «пересидеть» армию.

В этих ситуациях у студента нет внутренней убежденности в том, что он выбрал «свою» специальность. Его интересуют не знания, а вузовский диплом. Такая мотивация недостаточна для хорошей учебы и «закрепления» студента в университете.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 770
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Варианты продолжения обучения

Факт отчисления не должен стать причиной отказа от профессиональной подготовки. Есть альтернативные решения.

  • Восстановление (свой вуз).
  • Перевод на другую специальность (кафедру, профиль) до выхода приказа об отчислении.
  • Смена формы обучения (перевод на заочное).
  • Учеба в другом вузе (с того же курса, если это «Синергия»).
  • Оформление академического отпуска (когда причина неуспеваемости/прогулов уважительная).

 

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 460
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta

Смена ориентиров


Нередко студенты разочаровываются в выбранной специальности. Пересмотром ценностей объяснили свое выбытие примерно треть учащихся. В такой ситуации часть студентов меняют отделение или факультет (переводятся, досдают нужные предметы), но часть студентов покидает вуз. Еще 7% опрошенных (в дополнение к той трети «разочаровавшихся в специальности») осознали, что «на данном жизненном этапе не хотят обучаться в университете».

Смена приоритетов влияет и на самого студента (он может «выпасть» из системы высшего образования), и на вуз (меньше студентов — меньше финансирование вуза, ниже его конкурентоспособность; см. Студентам нужна помощь, а не отчисление). Тем не менее, эти «большие перемены» для студента не должны расцениваться как драма, полагает Елена Горбунова. Скорее, это естественный процесс самоопределения: «Обучение в университете совпадает с периодом, когда происходит формирование личности, поиск себя и своего дела». Этот процесс может затягиваться, идти методом проб и ошибок.

В этой интерпретации исследователь опирается на теорию взросления «Emerging adulthood», предложенную в 2000 году известным американским психологом Джеффри Арнеттом. Он описывает взросление молодежи 18-25 лет как нелинейный, индивидуальный процесс, предполагающий поиски идентичности. Этим объясняется нестабильность в образовании, работе, любви.  Такие молодые люди — уже не подростки, но еще и не взрослые. У них много степеней свободы, на них не давят серьезные обязательства. В такой системе координат смена специальности говорит о саморефлексии, размышлениях человека о своим истинном предназначении.

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 1621
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Восстановление

273-ФЗ оставляет российским студентам право восстановиться на том же семестре или с потерей года в течение трех лет. Что делать:

  • Выяснить причины санкций со стороны университета. Многие вузы действуют по внутренним правилам, которые могут отличаться. Их надо изучить.
  • Получить академическую справку.
  • Получить копию приказа ректора (список отчисленных, причины).
  • Подготовить заявление на имя ректора вуза (расписать аргументы).
  • Собрать документы (удостоверение личности, академическая справка, документ об образовании).
  • Передать заявление, документы (приемная ректора).

Когда заявление рассмотрят, его автор получит аргументированный ответ – положительный/отрицательный. Дальнейшие действия зависят от этого документа. Что бы он ни содержал, никогда не поздно попробовать перевестись – сменить профиль, учебное заведение.

Перевод в другой вуз

Получив отказ (или изначально, если продолжить учебу не представляется возможным), студент вправе оформить перевод по факту отчисления в другое учебное заведение. Алгоритм его действий.

  • Сдать задолженности. Если программы вузов полностью совпадают или имеется академ. справка, это условие необязательно.
  • Определиться с профессией, факультетом, профилем на новом месте.
  • Набрать проходной балл на внутреннем экзамене (смена специальности).
  • Заполнить заявление.
  • Сформировать пакет документов (образование, паспорт, фото).
  • Передать приемной комиссии вступительные документы, копию зачетной книжки, академическую справку.
  • Оплатить учебу.
  • Получить новый студенческий билет.

 

Какие есть альтернативы после отчисления

Если дальнейшая учеба не привлекает студента, можно попытаться добиться успеха и без диплома. Варианты.

  • Пройти краткий курс подготовки (бухгалтеры, предприниматели). В «Синергии» слушателями такого курса в дистанционном режиме (онлайн) ежегодно становятся десятки тысяч молодых людей.
  • Устроиться в крупную компанию на должность, которая не предполагает наличие высшего образования. Карьерный рост займет больше времени, по мере становления можно будет продолжать учебу.
  • Основать свое дело. Требуется стартовый капитал, хороший план, желание, уверенность. Проф. подготовка приложится, если возникнет такая необходимость.

Нюансы

Что бы ни выбрал вчерашний студент, важно, чтобы он не сомневался в правильности решения. Продолжить учиться можно сразу, после армии, 10 лет работы. Чем скорее молодой специалист вернется к обучению, тем проще ему будет ликвидировать академическую разницу. Есть несколько нюансов, которые полезно знать всем.

  • Внутренний регламент вуза (отчисление, восстановление, прием отчисленных) стоит изучить как можно раньше.
  • Ряд университетов восстанавливают студентов платно.
  • Законное восстановление на тех же условиях возможно только при наличии вакантных мест.
  • Обязательно получите приказ, подтверждающий, что вы отчислены, сделайте копию зачетной книжки. Эти документы могут понадобиться на самых разных этапах жизни.

Предупредить отчисление проще. Если над вами нависла угроза, постарайтесь встретиться с деканом кафедры, обсудить перспективы. Или сменить вуз до выхода приказа. Это отменит ряд возможных сложностей перевода.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

График работы приёмной комиссии:

Пн – Пт: 08:30 – 22:10;

Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3520
Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta

Завышенные представления о себе


Иногда студент переоценивает свои возможности, поступая на ту или иную специальность, и «не тянет» учебу. Если речь идет о небольшой области знаний (каком-нибудь разделе изучаемой науки), то ситуация поправима. Можно обратиться за помощью к педагогам и однокурсникам. Если же весь курс осваивается с трудом, то это может привести к эмоциональному выгоранию, нежеланию учиться, а в итоге — и к отсеву. Подобное объяснение причин своего «вылета» («Не справился с объемом и сложностью заданий, прикладывал недостаточно сил к обучению») дали около четверти опрошенных студентов.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 609
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Неумение общаться с людьми

Конфликтность, неумение выстраивать общение в новом коллективе, неспособность к компромиссам тоже создают риск отчисления. Вузовское сообщество так или иначе отбраковывает «неформатных» учащихся — тех, кто не принимает общие «правила игры», академические нормы (см. Студентам нужна помощь, а не отчисление). «Я не нашел общий язык с преподавателями», — посетовала примерно четверть отчисленных студентов.

Неумение общаться мешает влиться и в студенческую среду. «Не сложились отношения с однокурсниками», — признались 18% отчисленных.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 565
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Чрезмерная значимость увлечений



«Я не нашел баланса между своими хобби и обучением», — объяснили свое отчисление примерно 20% опрошенных студентов. По сути, это вопрос приоритетов: что для человека важнее на этом этапе. Однако не исключено, что проблема связана с неумением правильно распределять время. Сложно спорить с правилом «делу — время, потехе — час».

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 364
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Работа мешает учебе

Совмещение занятий в вузе и работы — массовое явление в России (см. Более половины студентов работают во время учебы в вузе). Однако оно может привести к неуспеваемости и «вылету» из университета. Время, которое требуется на учебу (выполнение домашних заданий, проекты и пр.), отбирает работа. Примерно одна пятая опрошенных объяснила свое выбытие из вуза именно этим.

Однако вопрос в том, о какой именно работе речь. Если по профилю, то она может даже помочь в усвоении знаний (см. Работа по специальности помогает студентам лучше учиться).

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 567
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Роковые обстоятельства


Проблемы со здоровьем (19%), материальные трудности и тяжелые семейные обстоятельства (7%) можно объединить в еще одну группу рисков выбытия.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 167
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Контраст университетского и школьного стиля

Степень сложности и правила обучения в школе и в вузе различаются. В университете может быть очень высокая нагрузка. Студент не всегда готов к этому, он может не приспособиться к новому образу жизни. Адаптационные программы в университетах снижают эти риски.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 305
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Сложность курсов



Отсеву могут способствовать перегруженные программы обучения и непростые для освоения дисциплины (например, математические, инженерные и пр.).

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 164
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Жесткая траектория обучения

В российском высшем образовании изменения траектории обучения ограничены, отметила Горбунова. Это выражается в двух моментах:

  • самого начала обучения студенты зачисляются на специальность (в США, например, студент принимается в вуз, а специальность можно выбрать позже). Но вчерашние школьники не всегда осознают свои истинные интересы. В то же время, смена напрвления проходит непросто. Студент часто вынужден досдавать множество предметов. На это решаются только самые мотивированные и упорные учащиеся. Другие могут отсеяться совсем.
  • индивидуализация учебного плана в российских вузах ограничена.

Эти особенности университетской системы снижают внутреннюю мотивацию студентов к учебе и сужают возможности их личностного развития. В такой ситуации не все «держатся» за вуз.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 808
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html

Как удержать студентов

Среди мер, которые помогут студентам «закрепиться» в вузе, можно назвать поддержку слабоуспевающих ребят (стоит подтягивать их, давать испытательный срок «на исправление») и повышение интереса к специальности (через лучших студентов, мастер-классы и пр.). Нужно заниматься социальной интеграцией студентов — их участием в вузовских клубах и секциях, в студенческом самоуправлении и пр. Учебный процесс должен быть более гибким, а смена специальности — не такой нервозатратной.

Исследование опирается на опросы и интервью в двух престижных российских вузах (специальность — инженерное дело и экономика; проведены 18 интервью с преподавателями и администрацией, онлайн-опрос 180 отчисленных студентов в одном из вузов, 10 интервью с выбывшими студентами). Использованы и результаты лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (данные по студентам, отчисленным из московских вузов). 

* Эти данные ОЭСР приведены в международном мониторинге образования Education at a Glance, 2010. См. таблицу приложения.

** Соавторами исследования стали сотрудники Университета штата Огайо (The Ohio State University) Ольга Кондратьева и Джошуа Холи (Joshua Hawley). Доклад был представлен на VII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) в НИУ ВШЭ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (DOC, 76 Кб)

См. также:

Студентам нужна помощь, а не отчисление

Нерадивые студенты становятся подсудимыми

Университет служит инкубатором для среднего класса

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 ноября, 2016 г.

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 1635
Источник: https://iq.hse.ru/news/196832337.html
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 20232
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://synergy.ru/about/education_articles/voprosyi_po_perevodu_iz_vuza/chto_delat_pri_otchislenii_iz_universiteta: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5001 (25%)
  2. https://ogic.ru/pravo/otchislenie-studenta-iz-vuza.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 7656 (38%)
  3. https://iq.hse.ru/news/196832337.html: использовано 11 блоков из 12, кол-во символов 7575 (37%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.