Наезд на знак парковка — объясняем по пунктам

Содержание статьи


Статья написана практикующим юристом

К сожалению, даже превосходное водительское мастерство и безукоризненное знание ПДД не может на 100% уберечь от дорожно-транспортного происшествия. Один из самых распространенных типов аварий — ДТП на стоянках и парковках. Обычно в таких случаях удается обойтись без значительных повреждений и страдает только железо. Это дает возможность получить страховое возмещение по упрощенной процедуре, воспользовавшись Европротоколом.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 488
Источник: https://AvtoPravil.net/dtp-na-parkovke.html

Кто виноват при ДТП на парковке

Большинство аварий на парковках случается при попытке выехать с места стоянки. Примерно 80% из них происходят при движении назад одного из участников происшествия. Правила дорожного движения предписывают убедиться в безопасности маневра, прежде чем начинать движение. Поэтому в ДТП при выезде задним ходом с парковки виноват водитель, который, включив заднюю скорость, не рассмотрел препятствие или не рассчитал габариты своего автомобиля. Когда оба участника ДТП двигались во время столкновения, виноват тот, кто в этот момент только тронулся и поехал, не убедившись в том, что его маневр безопасен.

Если один из автомобилей стоял в момент аварии, то виноват будет тот, кто в этот момент двигался. Это касается и случаев наезда на неправильно припаркованный автомобиль. Во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры для избежания аварий. Единственное, что может грозить второму участнику аварии, неудачно поставившему машину — штраф за неправильную парковку. И то, лишь в случае, если он не сделал это в результате объективных причин.

В наездах на столбики, шлагбаумы, деревья и другие неподвижные препятствия всегда виноват водитель автомобиля.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1226
Источник: https://AvtoPravil.net/dtp-na-parkovke.html

Что это такое?


Островок безопасности – это часть дорожного покрытия на проезжей части со специальной разметкой ПДД 1.16.1 – 1.16.3. В ПДД РФ написано так:

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

Согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52766-2007 островок безопасности размещается на проезжей части или раздельной полосе. При этом в ГОСТе говорится, что:

  • расстояние между проезжей частью и границей островка должно быть от 7,5 м (пункт 4.2.5.1);
  • ширина – не менее ширины пешеходного перехода, а дина – от 1,5 м (пункт 4.2.5.2)

Распространенным ненаучным аргументом против островков безопасности является то, что водители могут наехать на них, и таким образом сам островок, якобы, становится причиной ДТП, уменьшая уровень безопасности на конкретном участке. Действительно, неправильно спроектированный и оснащенный островок может стать причиной аварий.

Для минимизации таких случаев, на всех этапах существования островка безопасности (проектирование, реализация и содержание) важно обеспечить:

  • правильное проектирование и выполнение – например, островок должен иметь закругленные края, знаки на нем не должны закрывать видимость для пешеходов и водителей;
  • правильное освещение – островок на переходе должен быть заметным для водителей, так же как и пешеходы на переходе;
  • иметь надлежащее обозначение – переход с островком безопасности должен иметь обозначение в соответствии с государственными стандартами и правилами дорожного движения;
  • содержание знаков в чистом состоянии, сохраняя их заметность и светоотражающие свойства.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1977
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Основные причины происшествия на парковке

Случаи на автопарковках не происходят просто так по несчастливой случайности. Всему тому есть свои причины, которые специалисты отметили отдельным списком факторов.

К таким факторам относятся следующие обстоятельства и ситуации:

  1. Изменение в модификациях автомобилей – некоторые новые модели машин отличаются по габаритам.
  2. Некоторые процессы урбанизации, смена схем в автодорожной и придорожной инфраструктуре.
  3. Высокая плотность автомобилей и движения возле парковочной стоянки.
  4. Отсутствие организации парковочного места по стандартам ГИБДД.
  5. Неисправность автомобилей.
  6. Невнимательность и неопытность водителей.
  7. Изначально неправильное положение автомобиля на парковке.

Статистические данные не утешительные – они показывают частотность происшествий на парковочных территориях. Сегодня специалисты полагают, что благодаря дополнительному оборудованию можно избежать таких аварий.

При движении задним ходом

По мнению статистов, в 8 случаях из 10 аварии на парковке случаются именно тогда, когда автомобиль выезжает задним ходом из своего места стоянки.

Особенно это касается тех автомобилей, которые не оснащены специальной системой оповещения о риске столкновения с другой машиной.

Такая система называется RCTA, она среагирует специальным сигналом при движении машины задним ходом. Если вскоре автомобиль рискует столкнуться с каким-либо препятствием.

Предупреждение система подает не только звуковое, но и визуальное, с изображением на монитор. Специалисты полагают, что большую часть аварий можно предотвратить, если машины будут снабжены камерами заднего видения.

Если не соответствует размер стоянки

Парковочное место – это не просто площадь для временной стоянки автотранспортных средств, это еще площадка со специальной разметкой, которая определяет для каждой машины свое ограниченное пространство.

Места для стоянки каждой машины не должны быть узкими, иначе это грозит постоянными ДТП на парковке.

По стандарту, принятому в России, при разметке парковочных мест учитываются габариты всех автомобилей, в том числе и грузовых (по необходимости).

Есть еще и другие правила, как правильно должна быть нанесена на асфальт разметка, они заключаются в следующем:

  1. Промежуток между открытой дверцей машины и рядом стоящей машиной должен быть таким, чтобы один средней комплекции человек мог бы свободно проходить.
  2. Возле парковки должен обязательно стоять знак – синее поле и большая белая буква «Р».
  3. Возможность маневрировать во время подъезда-выезда из парковочного места обязательно должна присутствовать.
  4. Толщина линий разметки должна быть хорошо просматриваемой и достаточной для видимости.
  5. Краску для разметки используют обязательно особую, имеющую эффект световозврата.
  6. Все мелкие объекты – колонны, тумбы, столбы, деревья, урны, терминалы и прочее – не должно мешать заезду и выезду в карман парковки каждой из машин, не должно сокращать пространство кармана.
  7. Прежние линии не должны быть видны при окрашивании новых разметочных обозначений.
  8. Ширина одной линии – не более 10 см.
  9. Самое лучшее положение разметочных линий – «под наклон» (40-60 градусов), либо «ёлочкой» для больших парковок, «перпендикулярно проезжей части» для маленьких заездных карманов у дороги.

В оформлении парковок законом не воспрещается обсаживать площадку зелеными насаждениями – кустарником, деревьями, клумбами.

Одно парковочное место по российским стандартам для легкового автомобиля в ширину должно быть не менее 2,3 м.

Но для машин, на которых ездят инвалиды за рулем, место парковки должно быть обустроено большим – до 3,5 м шириной.

Отклонение от норм допустимо на 5 см. Обновление окрашенного покрытия места временной стоянки автомобилей должно происходить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Со шлагбаумом

Если парковочная площадка снабжена шлагбаумом, то это предполагает, что необходимо сначала внести определенную сумму денег, являющуюся платой за стоянку. Только после этого преграда откроется, и вы сможете проехать на автомобиле.

Если же человек допускает ДТП на парковке со шлагбаумом, то причины могут быть следующие:

  1. Водитель не хочет оплачивать услуги стоянки.
  2. Водитель допустил ошибку при управлении машиной.
  3. Водитель осознанно нарушил правила.
  4. Водителя отвлекли мелкие обстоятельства при оплате по терминалу.

Терминалы или паркоматы не всегда устроены так, чтобы давать сдачу. Это зачастую сбивает водителей с толку, нарушает их концентрацию внимания, от чего и случаются аварии.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 4417
Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-parkovke.html

Как выглядит на дороге и для чего служит?


В Приложении 2 к ПДД «островок безопасности» обозначен горизонтальной дорожной разметкой 1.16.1 — 1.16.3, которые наносятся на проезжей части в месте. Назначение следующее:

  • 1.16.1 — служит для разветвления транспортных потоков;
  • 1.16.2 — необходим для слияния транспортных потоков;
  • 1.16.3 — обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.

Далее на фото показаны изображения горизонтальной разметки:

Островок безопасности выделен дорожной разметкой в зоне, свободной от движения транспортных средств и предназначен для пешеходов, чтобы дать им возможность остановиться при переходе проезжей части и не бежать через дорогу перед идущим транспортом.

На дорожной полосе островок безопасности размещен в виде:

  1. зоны, выложенной бордюрным камнем над проезжей частью;
  2. зоны, выделенной дорожной разметкой;
  3. зоны, которая является частью пешеходного перехода;
  4. участка разделительной полосы между потоками движения.

В западной Европе буферные зоны между направлениями движения являются обязательными на всех улицах, имеющих более двух полосы движения. При соответствующем обосновании, при ширине проезжей части магистрали 15 м и менее, островок безопасности шириной не менее 2 м может устраиваться за счет сужения полосы движения до 3,25 м.

Островки могут обустраиваться:

  • на нерегулируемом переходе;
  • на регулируемом переходе;
  • на перекрестке, где организовано круговое движение;
  • на въезде в населенные пункты.

Как работает островок безопасности:

  1. Заставляет водителей соблюдать установленный скоростной режим за счет того, что визуально сужает проезжую часть в месте пешеходного перехода и повышает концентрацию водителей.
  2. Делает невозможным выезд автомобиля на встречную полосу для обгона или опережения.
  3. Исключает стоянку и остановку на переходе и в непосредственной близости от него.
  4. Создает физическую защиту для пешеходов, место, где они могут безопасно переждать проезд ТС, а люди – отдохнуть.
  5. Позволяют проезд на скорости 40-60 км/ч, а следовательно, могут безболезненно применяться на улицах и дорогах с интенсивным движением. В этом заключается преимущество перед поднятыми элементами дороги (холм, поднятый переход и др).
  6. На перекрестках уменьшают радиус поворота и заставляют водителя авто снизить скорость.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2233
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Что делать

Если в столкновении машин виноваты вы, тогда вам следует обратить внимание на следующие первые действия, которые необходимо сделать:

  1. Зафиксировать авто в неподвижном положении. Двигатель машины следует заглушить, а также поставить на ручник.
  2. Включить фары аварийной сигнализации.
  3. Выставить знак аварийной ситуации.
  4. Выйти из автомобиля и сразу посмотреть, не сработала ли сигнализация у соучастника ДТП.
  5. Убедиться, нет ли третьего или еще кого-либо участника в ДТП, когда при столкновении потерпевший мог толкнуть другую машину.
  6. Проверить наличие, либо отсутствие раненых людей. При случае обязательно оказать первую помощь, вызвать медицинскую службу или самому отвезти пострадавшего, если степень тяжести его телесных повреждений может оцениваться как «тяжелая».
  7. Теперь только можно присмотреться к повреждениям автомобиля, как своего, так и авто потерпевшей стороны.
  8. Сфотографировать или снять на видеокамеру место происшествие обязательно.
  9. Необходимо узнать адрес, где именно находятся столкнувшиеся автомобили.
  10. Вызвать по телефону (номер – 112) ДПС для разрешения сложной ситуации, если есть разногласия и споры по оценке ущерба между сторонами-участниками в происшествии.

Если были очевидцы случившегося, то можно попросить их контактные данные, чтобы огни помогли благополучному исходу дела.

Но если стороны между собой мирно договорились, раненных не было, а повреждения имущества незначительные, то тогда мнение очевидцев необязательно.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 1456
Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-parkovke.html

Является ли страховым случаем ДТП на парковке


Еще пару лет назад столкновение на парковке могли и не воспринимать в качестве дорожно-транспортной аварии, которая фигурировала бы как страховой случай по полису ОСАГО, либо КАСКО.

Обычно при таких обстоятельствах просто возмещался ущерб по статьям из Гражданского Кодекса.

Но в связи с июньскими изменениями, которые произошли в 2019 году в Правилах страхования ОСАГО, теперь определены, так называемые – «внутренние территории».

Это зоны действия страхового полиса, которые добавлены к основным территориям – проезжей части и прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре.

Внутренняя часть зоны действия страхования – это дворы домов, стоянки и некоторые виды парковочных площадок.

Такими, например, являются:

  • паркинги, которыми оборудованы цокольные этажи больших торговых центров;
  • парковочные места во дворах жилых многоквартирных домов;
  • парковочные площади во дворах муниципальных, государственных и общественных зданий и сооружений.

Но кроме несколько удаленных от проезжей части парковочных мест, есть также парковочные площадки, которыми обустроены обочины дорог.

Это и заездные карманы с разбивкой на места для парковок, и специально сделанные площадки для временных стоянок автомобилей у заправок, стадионов, причалов и прочих территорий.

Поэтому благодаря последним изменениям в Правила страхования ОСАГО, которые вступили в силу в начале 2019 года (часть в январе, а другая часть в апреле), парковочные места теперь тоже признаются территорией страхования.

Если говорить о КАСКО, то здесь не все так однозначно. Этот вид автострахования добровольный, поэтому он не регулируется отдельным законом, а его правила по большей части учреждаются договорами, которые заключаются между страхователями и страховщиками.

Поэтому при случившемся столкновении на парковке, следует заглянуть в полис КАСКО, если он есть у водителя, и прочесть условия договора, перечень, что входит в страховые случаи.

Кроме территории влияния страхового полиса есть еще такой важный критерий, как характер столкновения.

Если, например, столкнулись обе движущиеся по парковочной территории машины, тогда это сразу будет выглядеть в глазах страховой компании как ДТП.

Тогда водитель-виновник может воспользоваться своим полисом ОСАГО, чтобы покрыт убытки, причиненные им пострадавшей стороне.

Если же водитель столкнулся с неподвижной машиной, которая просто стояла зафиксированная и с выключенными агрегатам, тогда по ОСАГО здесь нет ДТП.

То же самое следует сказать и о наезде на шлагбаум, дерево и прочее. В таких случаях может сыграть большую роль полис КАСКО.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 2593
Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-parkovke.html

Требования ПДД

ПДД гласят, что островок безопасности, обозначенный горизонтальной разметкой чаще всего ограничивается со всех сторон сплошной линией.

Предназначение сплошной линии состоит в том, что она разделяет транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях и обозначает границы полос движения в местах повышенной опасности. Это значит, что любые маневры на этом островке категорически запрещены и приравниваются к выезду на встречную полосу движения.

В рамках данного островка разрешается движение только для пешеходов, а о том, что это категорически запрещено водителям ничего не сказано. Следовательно, островок безопасности нельзя считать проезжей частью. В правилах прописано требование, что движение автотранспортных средств возможно только по отведенным для этого полосам и нет запрета для осуществления движения по этому островку.

Если водитель движется в зоне размещения островка безопасности со стороны сплошной линии, то пересекать данную зону запрещено. Это касается разметок 1.16.1 – 1.16.3 белого цвета, которые:

  • разделяют транспортные потоки противоположного направления;
  • разделяют транспортные потоки одного направления;
  • обозначают место слияния транспортных потоков.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1185
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Как составить Европротокол на парковке


Если участники происшествия пришли к обоюдному мнению по поводу виновности одной из сторон, травм никто не получил, а размер ущерба небольшой, можно приступать к оформлению происшествия по Европротоколу. Бланки документа, который страховщики выдают вместе с полисом ОСАГО, составлены так, чтобы максимально упростить заполнение. Однако, чтобы не ошибиться в стрессовой ситуации, лучше заранее распечатать образец Европротокола при ДТП на парковке и возить его вместе с остальными документами.

Скачать образец Европротокола при ДТП на парковке

Чтобы пострадавший получил компенсацию, необходимо соблюдать правила оформления документов.

Бланк состоит из двух частей, которые нет необходимости разъединять перед заполнением. Графы документа могут быть заполнены одним из участников. Если вы опасаетесь ошибок, каждый может заполнить личные данные и сведения о собственном автомобиле самостоятельно.

Заносить информацию в документ нужно при помощи шариковой ручки, а бумаги должны располагаться на твердой поверхности. Если этого не сделать, копия Европротокола на второй странице документа будет нечитаемой.

При заполнении извещения необходимо указать следующие данные:

  1. Место ДТП — точный адрес происшествия с указанием дома, улицы, города и республики;
  2. Дата и точное время аварии;
  3. Количество автомобилей, получивших повреждения;
  4. Поставьте прочерк или 0 в графу с количеством раненых или погибших;

Европротокол применяется, если пострадало не более двух транспортных средств и ни у кого нет травм. В противном случае оформление по упрощенной процедуре невозможно. Необходимо вызывать ГИБДД.

  1. Отметить слово «нет» в графу о том, проводилось ли освидетельствование на опьянение и нанесен ли ущерб другим ТС (пункты 5 и 6);
  2. В пункте 8 следует отметить «нет», так как оформление Европротокола не проводится сотрудниками ГИБДД;
  3. Сведения о свидетелях заполняются только в случае их наличия (пункт 7);
  4. В пункты с 9 по 12 в левой и правой колонках бланка следует записать регистрационные данные о транспортных средствах «А» и «В», водителях и имеющихся у них полисах ОСАГО;
  5. На рисунке с изображением транспортного средства (пункт 13) нужно стрелкой указать место первоначального удара. Это делается для обоих участников происшествия;
  6. В 14 пункте нужно описать все видимые повреждения, которые были нанесены транспортным средствам в результате аварии;
  7. В пятнадцатый пункт «Замечания» можно поставить прочерк;
  8. Шестнадцатый раздел бланка служит для указания обстоятельств происшествия. В них нужно отметить пункты, соответствующие реальной ситуации в момент аварии. Как и предыдущие разделы, он заполняется отдельно для транспортного средства «А» и «В»;
  9. Для внесения схемы ДТП предусмотрено чистое поле (пункт 17). При его заполнении нужно постараться и зарисовать все подробности аварии. Необходимо схематически изобразить дорогу, знаки, светофоры, здания и другие ориентиры. Транспортные средства нужно нарисовать в положении, соответствующему тому, что было в момент столкновения. Обязательно наличие стрелок, указывающих направление движения машин перед аварией;
  10. После заполнения лицевой стороны бланка части Европротокола разделяются и каждый водитель заполняет обратную сторону, касающуюся его ТС. Здесь нужно подробно расписать обстоятельства инцидента, и написать кто управлял машиной во время аварии;
  11. Четвертый пункт, где нужно указать сведения о других ТС, в Европротоколе не заполняется.

Заполненное извещение должно быть передано страховщику не позднее чем через 15 дней после аварии.

Скачать образец заполнения

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 3552
Источник: https://AvtoPravil.net/dtp-na-parkovke.html

Спорные ситуации при пересечении дорожной разметки

  1. Можно ли автомобилю делать остановку на островке безопасности? Нет! Остановка в этом месте запрещена, так как данная разметка рассчитана на пешеходов, которые не успели покинуть дорожную часть на сигнал светофора, который дал право преимущества автомобилю. Как известно, автотранспортным средствам запрещено останавливаться на «зебре».
  2. Можно ли наезжать и останавливаться на в месте слияния транспортного потока? Нет! Если островок расположен на месте слияния либо разветвления транспортных потоков, что можно считать перекрестком. Соответственно остановка на перекрестке запрещена ПДД.
  3. Можно ли останавливаться на островке, если он находится в месте разделения транспортных потоков, которые находятся вне перекрестков? Да! ПДД не запрещают остановку на направляющем островке. Следовательно, инспектор не вправе наказывать водителя за нарушение правил остановки или стоянки. Но, за нарушение пересечения дорожной разметки, может! Ведь пересечение сплошной линии запрещено.
  4. Можно ли парковать машину на данном участке дороги? Что касается стоянки, то нужно смотреть какой именно это островок. Соответствующая разметка бывает нанесена на асфальт посреди улицы, на пешеходном переходе, на перекрестке, а также в местах слияния или разделения потоков машин на многослойной дороге. Если водитель решил припарковать свою машину на данном островке, который предназначен именно для пешехода, он по сути окажется в центре пешеходного перехода.
  5. Ответственность за наезд колесом автомобиля при осуществлении обгона. При обгоне другого транспортного средства разрешается наезд 1 колесом на зону действия островка безопасности.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1660
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Каким образом можно доказать вину водителя автомобиля?


При возникновении ситуаций, связанных с наездом, парковкой либо стоянкой в зоне действия островка безопасности, сотрудники ГИБДД могут предъявить нарушение за пересечение разметки. Нередко, именно они нарушают ПДД, когда располагают свои автотранспортные средства для осуществления контроля за дорожным движением именно на островках. Поэтому, ссылаясь на ПДД, следует отстаивать свои права. Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП водитель имеет право на юридическую консультацию и защиту.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 532
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Заключение

Безопасность пешеходов требует применения средств принудительного снижения скорости транспортных средств в точках пересечения пешеходами проезжей части. Островки безопасности являются прекрасным убежищем для пешехода, который пропускает встречный поток авто. Поэтому они обязательны на улицах цивилизованных стран.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 492
Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html

Видео: Обычное недоразумение, или ДТП на парковке?


Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 556
Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-parkovke.html

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 22367
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://AvtoPravil.net/dtp-na-parkovke.html: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 5266 (24%)
  2. http://avtopravozashita.ru/dtp/dtp-na-parkovke.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 9022 (40%)
  3. https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/za-naezd-na-prepyatstvie/na-ostrovok-bezopasnosti.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 8079 (36%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *