Персонаж мультфильма, нарушение авторских прав

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Вопросы охраноспособности персонажей

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Свободное использования персонажа

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 270
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Кто создатель Чебурашки?

В 2006 году разгорелся спор между создателем всеми известного и любимого Чебурашки – Эдуарда Успенского, автора произведения «Крокодил Гена и его друзья» и иных произведений из этой серии, и Леонидом Шварцманом, художником-постановщиком, создавшим образ Чебурашки в мультфильмах «Крокодил Гена», «Чебурашка», «Шапокляк», «Чебурашка идет в школу».  

Так, в 2006 году Л. Шварцман подал в Головинский районный суд города Москвы иск к компании «БРК-Косметикс» о взыскании компенсации в размере 4,7 миллиона рублей за незаконное использование компанией изображения всем известного героя Чебурашки на тюбиках зубной пасты. При этом косметическая компания заключила лицензионный договор на использование образа Чебурашки с Э. Успенским и поэтому считала использование Чебурашки законным. Л. Шварцман, в свою очередь, считая себя автором визуального образа Чебурашки, такое использование в отсутствие его согласия счел нарушением своих авторских прав. При этом ответчик настаивал, что права Л. Шварцмана он не нарушает, так как художниками компании был создан самостоятельный рисунок на основе описаний из произведения Э. Успенского. Однако изображение Чебурашки художниками странным образом напоминало того Чебурашку, который был создан Л. Шварцманом. В итоге районный суд отказал в удовлетворении требований Л. Шварцмана, указав на недоказанность им авторских прав на изображение Чебурашки, используемое на тюбиках зубной пасты. При этом суд оценивал, являлось ли действительно спорное изображение Чебурашки на тюбике выполненным истцом. Суд не убедило, что Л. Шварцман был указан в титрах к мультфильму и представил ко вниманию суда изображение Чебурашки, датированное и подписанное им как автором. Но самое главное — суд решил, что ответчиком действительно было создано самостоятельное произведение на основании описания, содержащегося в произведении Э. Успенского, и оно никаким образом не нарушает прав художника.


Хотя только сравните Чебурашку, нарисованного художниками для компании «БРК-Косметикс», и Чебурашку из известного всем мультфильма:

А теперь сравните изображение Чебурашки, созданное художниками для «БРК-косметикс», с описанием Чебурашки из произведения Э. Успенского:

«Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Описание Э. Успенским Чебурашки в литературном произведении имело существенные отличия от того образа, к которому мы привыкли благодаря любимому мультфильму. В описании Э. Успенского отсутствовало какое-либо упоминания наличия у Чебурашки больших круглых ушей, которые являются отличительной и всем знакомой чертой всем известного Чебурашки, глаза Чебурашки Успенского были большими и желтыми, как у филина, когда в мультфильме Чебурашка является обладателем черных глазок. При этом, изображение, нанесенное на упаковку зубной пасты, совпадало именно с тем образом, который был воспроизведён художником, а не описан в произведении Успенского. Однако суд почему-то не придал этому значения и решил, что воспроизведение Чебурашки художниками косметической компании было основано исключительно на описанном Успенским образе Чебурашки, и не имеет никакого отношения к рисункам Л. Шварцмана. 

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3431
Источник: https://regforum.ru/posts/3794_o_personazhah_multfilmov_i_pravah_na_nih/

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.

Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.

Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 976
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Проблемы охраны персонажей

Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер. Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело. Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.

Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах. Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский. После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права. Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1281
Источник: http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Вопросы охраноспособности персонажей

Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.

Если речь идет о художественных — произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом. В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев.

В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии. Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.

Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой. Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если — о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.

Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей. При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом. На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.

Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).

А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2825
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Кол-во блоков: 6 | Общее кол-во символов: 8783
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4071 (46%)
  2. http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1281 (15%)
  3. https://regforum.ru/posts/3794_o_personazhah_multfilmov_i_pravah_na_nih/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3431 (39%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *