Нужно ли платить транспортный налог, если машина после ДТП: разбираем вместе

Казалось бы, с транспортным налогом все достаточно просто: есть машина — платишь, нет машины — не платишь. Да и сумма налога определяется простым умножением. Однако и тут возникают сложности, и дело даже доходит до судов.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 221
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/2/5697

Пример из жизни

Среди автовладельцев часто задается вопрос, касающийся начисления налогов за разбитые, а впоследствии разобранные авто. К примеру, человек пользовался автомобилем и попал в аварию, после которой восстановить машину уже не представлялось возможным. Владелец, чтобы получить хотя бы какую-то сумму распродает машину на запчасти и делает это успешно. Возможен и другой вариант, когда транспорт сдается на металлолом или вовсе утилизируется.

Если ничего не предпринимать, хозяин продолжает платить налог на автомобиль. Чтобы остановить этот процесс, нужно снять транспорт с регистрации, а для этого требуется справка о сдаче ТС на металлолом, в утилизацию или документ формата договора купли-продажи. Если этого не сделать, ФНС продолжает начислять налоги по стандартному образцу.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 806
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/transportnyj-nalog-na-razbityj-avtomobil

Машина списана или ее нельзя использовать


Пожалуй, самый частый предмет для споров по поводу транспортного налога – это сам факт наличия у организации автомобиля. Дело в том, что по Налоговому кодексу обязанность уплачивать этот налог связана не только с фактом владения автомобилем, но и с фактом его регистрации в органах ГИБДД-ГАИ. Из-за сочетания факта владения с фактом регистрации и возникает множество различных ситуаций, вызывающих трудности.

Например, надо ли платить налог, если машина была изъята у налогоплательщика в рамках внесудебных процедур (например, по решению следователя или инспектора ГАИ) и помещена на так называемую штраф-стоянку? Или если автомобиль находится на экспертизе или вовсе списан с баланса и передан третьим лицам?

Во всех этих случаях ответ будет одинаковым — да, налог надо платить до тех пор, пока по данным ГАИ автомобиль продолжает числиться за организацией. Пока машина не снята с учета, организация остается плательщиком транспортного налога. При этом суды не принимают во внимание следующие доводы:

— о том, что автомобиль был изъят органами следствия (определение Конституционного Суда РФ от 29.09.11 № 1267-О-О);

— о том, что автомобиль списан с баланса и реально не используется (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009);

— о том, что налогоплательщик больше не владеет автомобилем (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.11 по делу № А56-19155/2010).

И уж, конечно, судьи не поддерживают тех налогоплательщиков, которые заявляют, что были лишены возможности использовать транспортное средство, но причин такой «невозможности» не называют (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.11 № А27-17360/2010).

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1727
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/2/5697

Что относится к объектам налогообложения?

По законодательству автомобиль, как и ряд других ТС, облагается налогом. Это обязательное условие, если транспорт зарегистрирован с учетом действующих законов РФ. При этом главный «ключ» спрятан в понятии регистрации. Если машина находится на учете в ГИБДД, неисправность автомобиля, его повреждение, угон или физическая гибель не имеет значения.

Транспортное средство может представлять собой груду металлолома, не эксплуатироваться вовсе, не иметь страховки ОСАГО и КАСКО, но транспортный налог все равно будет начисляться. Это также касается случаев, когда владелец не прошел технический осмотр, передал машину в аренду или использует ее в служебных целях.

Иными словами,  состояние и особенности эксплуатации автомобиля не имеет значения. Главным является тот факт — зарегистрирована машина в ГИБДД (стоит ли на учете) или нет. По законодательству налог платит то лицо, на которого оформлен ТС в органах автомобильной инспекции.

Весь период, пока в документах о госрегистрации ТС прописаны сведения о владельце (к примеру, для физлица ФИО и адрес, а для юрлица — название, ОГРН и юридическое местоположение) налог на транспорт выплачивается. При этом требовать от государства иного подхода бесполезно.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1263
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/transportnyj-nalog-na-razbityj-avtomobil

Машины больше не существует


Однако в озвученном выше подходе судов — ориентироваться исключительно на факт регистрации автомобиля в органах ГАИ — бывают и исключения. Они  касаются ситуаций, когда автомобиля, на который инспекция требует начислить налог, в действительности больше не существует (например, он утилизован). Тот факт, что машины как таковой нет, дает основание утверждать, что нет самого объекта налогообложения. Ведь в статье 358 НК РФ говорится о том, что объектом налогообложения является именно автомобиль (который становится объектом  налогообложения только после регистрации в ГАИ).

Проще говоря, в связке: автомобиль+регистрация=налог автомобиль все же первичен. Поскольку если его нет, то и регистрировать нечего. Именно такой логики придерживаются суды, указывая, что раз автомобиля как такового больше не существует, то не может быть и объекта налогообложения. Даже если машина не снята с учета в ГАИ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.10 № А38-2593/2009).

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1005
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/2/5697

Как избежать расходов?

Вопрос в том, как не платить транспортный налог на разбитое авто. Такая ситуация возможна в трех случаях:

  1. Машина снята с регистрации в органах ГИБДД. Это возможно, если транспорт еще не зарегистрирован или уже снят с учета. При этом для ФНС не имеет значения, почему автовладелец принял такое решение. Если нет факта регистрации, то и платить налоги также не требуется.
  2. Транспортное средство угнали или похитили. При этом информацию стоит довести до органов правопорядка, то есть подать соответствующее заявление. Если никого не информировать, налог начисляется и дальше. После приема заявления водителю выдается на руки подтверждающий документ.
  3. Человек имеет льготу, позволяющую не платить налог на ТС. Чтобы уточнить, кто относится к категории «льготников», нужно зайти в местные органы власти и получить интересующую информацию. Как правило, от уплаты освобождаются инвалиды 1 и 2 групп, а также другие лица.

Таким образом, чтобы уйти от выплаты налога на разбитый автомобиль проще снять его с учета. Если сделать это не удается по каким-либо причинам, можно переоформить транспорт на человека, который имеет льготы и не должен ничего платить.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1180
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/transportnyj-nalog-na-razbityj-avtomobil

Замена номерных знаков


Представим, что во время эксплуатации автомобиля теряется или по какой-то другой причине пропадает один из номерных знаков. По правилам в таком случае нельзя изготовить только один номерной знак — необходимо перерегистрировать автомобиль, получив новые номерные знаки и новые документы о регистрации. Процедура эта несложная, и проблему вполне можно решить за один день.

А вот с налоговой точки зрения такая смена номеров влечет большие проблемы. Ведь, как мы помним, для налоговых целей важен факт регистрации автомобиля в ГАИ. Соответственно, раз при смене номеров происходит новая регистрация, то эти сведения попадут в налоговую инспекцию. И данные об автомобиле «задвоятся». Давайте разберемся, чем это грозит налогоплательщику.

В Налоговом кодексе есть специальные положения о том, как уплачивать налог в случае снятия автомобиля с учета или постановки на учет в течение года. Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в этой ситуации сумма налога рассчитывается с учетом особого коэффициента. А коэффициент этот определяется «как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде».

Обратите внимание на выделенные курсивом слова. Речь в НК РФ идет не об абстрактном транспортном средстве, а о вполне конкретном — «данном». В случае с заменой номерных знаков это означает, что «данное транспортное средство» как было зарегистрировано на налогоплательщика в течение 12 полных месяцев на протяжении года, так и остается. А значит, коэффициент будет равен 12/12 или единице.

Проще говоря, если следовать букве закона, сумма налога в результате перерегистрации не изменится. Однако проблемы возникнут при заполнении декларации по транспортному налогу.

Дело в том, что она устроена следующим образом — каждая строка отведена под отдельный автомобиль. При этом указываются данные, характеризующие этот автомобиль (в том числе, ВИН и номерной знак), а затем указывается период владения. В нашем случае номера у одного и того же автомобиля в течение года изменились, поэтому придется задействовать две строчки. Естественно, что ВИН в обеих строках будет одинаковый, а номера разные. А вот как в таком случае заполнять графы, посвященные периоду владения — не ясно. Если указать «по-честному», то месяц, в котором произошла перерегистрация, «задвоится» и это автоматически повлечет увеличение суммы налога. А если указать периоды так, чтобы сумма не увеличивалась, то данные в декларации не сойдутся с данными, поступившими в налоговую инспекцию из ГАИ. В любом случае налогоплательщику грозит как минимум написание пояснений по декларации.

Ситуация осложняется еще и тем, что во многих бухгалтерских программах учет транспортных средств построен именно на их номерных знаках. Получается, что и в этой программе автомобиль «раздвоится».

Единственный безрисковый выход из этой ситуации — предугадать ее заранее и разнести снятие с учета и постановку на учет на разные месяцы. Особенно этот совет актуален, если пропажа номера произошла в последней декаде месяца. Тут уж точно проще подождать и потратить чуть больше времени на две поездки в ГАИ, чем потом тратить время на долгие объяснения с инспекцией.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3272
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/2/5697

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 11932
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://mirmotor.ru/article/read/transportnyj-nalog-na-razbityj-avtomobil: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3249 (27%)
  2. https://avt-yurist.ru/avtonovosti/platit-transportnyj-nalog-esli-polzueshsya-avtomobilem.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2458 (21%)
  3. https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/2/5697: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 6225 (52%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий