Нарушают ли фанфики авторское право? Освобождает ли от ответственности удаление с сайта незаконного контента? Что такое «личные права»? Об этих и других проблемах охраны авторских прав рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» доцент департамента медиа НИУ ВШЭ Елена Шерстобоева.
Источник: https://www.hse.ru/news/communication/204195703.html
Содержание
- 0.1 «Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования
- 0.2 Похожие вопросы
- 0.3 О литературных персонажах и персонажах кинематографа
- 0.4 Бесплатный вопрос юристам онлайн
- 0.5 Вопросы охраноспособности персонажей
- 1 Что такое смежные права?
- 2 Когда в действие вступают личные, а когда исключительные права?
- 3 Как защитить свое произведение и получить компенсацию?
«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования
Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.
Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.
Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character
Похожие вопросы
Хотел поинтересоваться, не нарушу ли я авторских прав, если составлю сайт по книге не изменив ни одного слова. (1 ответ)
Я владею онлайн-кинотеатром, нарушаю ли я авторское право если размещаю сторонний плеер фильма (со свободным доступом)? Фактически на моем сайте нету копий фильмов, лишь ссылки на видео в коде плеера. (1 ответ)
Нарушу ли Я авторское право, Если сделаю игрушку персонажа компьютерной игры и продам ее. (1 ответ)
Не нарушу ли я авторские права, если: купив в магазине книжки по правилам вождения и изучив эти книжки (теорию вождения) (1 ответ)
Нарушу ли я авторские права, если загружу и выложу японский фильм в контакте? Как проверить права на показ фильма? (2 ответa)
Источник: https://www.9111.ru/questions/3754255/
О литературных персонажах и персонажах кинематографа
Литературным считается персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев. Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы». Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения. В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать.
Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа. Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни. Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения.
Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма. Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение.
В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст. 1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.).
Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора.
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character
Бесплатный вопрос юристам онлайн
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
8 800 505-91-11
Бесплатно с мобильных и городских
Бесплатный многоканальный телефон
8 800 505-91-11
Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11, юрист Вам поможет
закрыть
Источник: https://www.9111.ru/questions/3754255/
Вопросы охраноспособности персонажей
Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.
Если речь идет о художественных — произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом. В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев.
В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии. Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.
Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой. Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если — о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.
Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей. При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом. На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.
Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).
А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character
Что такое смежные права?
Смежные права возникают в момент, когда некий объект авторского права кто-то намеревается использовать. Например, существуют права исполнителей авторского произведения — права музыканта, певца, актера. При использовании без разрешения автора и исполнителя конкретной песни человек нарушает авторское право и смежные права (права исполнителя).
Также к смежным правам относятся права режиссеров-постановщиков спектаклей, производителей фонограмм, права вещателей на передачи, созданные по их заказу, права составителей баз данных, публикаторов произведений (тот, кто первый опубликовал произведение уже после смерти автора) и так далее. Как правило, все смежные права аккумулируются у одной юридической компании или физического лица (например, индивидуального предпринимателя), который является правообладателем и выдает разрешения в письменной форме.
Источник: https://www.hse.ru/news/communication/204195703.html
Когда в действие вступают личные, а когда исключительные права?
Личные права всегда очень тесно связаны с личностью автора. Личные права не имеют срока давности и действуют даже после смерти автора. К личным правам относится, во-первых, право на имя. Указывать имя автора при использовании чужого произведения нужно всегда. Во-вторых — право на неприкосновенность произведения. Нельзя без разрешения автора вносить в произведение какие-либо изменения. В-третьих — право на обнародование произведения (и право на отзыв). Право первый раз обнародовать свое произведение принадлежит автору. «К примеру, распространение пиратского фильма в Интернете до выхода официального релиза на территории, безусловно, гораздо большее нарушение, чем распространение того же пиратского фильма после даты официального релиза на территории страны», — подчеркнула лектор.
К исключительным правам относятся воспроизведение (копирование), распространение (продажа экземпляров), публичный показ, импорт оригинала или экземпляра, прокат оригинала или экземпляра, публичное исполнение (на сцене, в медиа, кино), доведение произведения до всеобщего сведения, право на перевод и другую переработку.
Источник: https://www.hse.ru/news/communication/204195703.html
Свободное использования персонажа
Являясь самостоятельными объектами авторского права, персонажи могут быть обычными литературными героями – неотъемлемыми частями литературных произведений, не включающими визуальные элементы. А также мультипликационными героями, где основное – это визуализация действия. В обоих случаях, используя имя персонажей в собственных литературных произведениях, авторы не нарушают права.
Примечание: данное использование персонажа не должно причинять неоправданный ущерб законных интересов правообладателей. Простое упоминание того или иного персонажа в частном литературном произведении не может являться нарушением авторского права. Тоже касается и использования персонажей в произведениях, относящихся к пародийному жанру, пусть даже в такой пародии персонаж играет основную роль.
Статьи и новости по теме:
Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности >>>
Крупнейшая дебетовая электронная платёжная система PayPal провела свое исследование и выяснила >>>
Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>
Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>
Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
В один миллион рублей оценили авторы мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» несанкционированный выпуск петербургской компанией «Умная Бумага» объемных пазлов с изображениями персонажей мультфильма >>>
Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character
Как защитить свое произведение и получить компенсацию?
Авторские права возникают с момента создания автором произведения и не требуют обязательной регистрации своего интеллектуального труда. Однако депонирование произведений — процедура размещения копии произведения в специальном хранилище с выдачей документа о дате регистрации в Российском авторском обществе — производят на суды и другие проверяющие органы, по словам лектора, «волшебное впечатление». «Правоохранительные органы склоны этим бумажкам доверять, но с точки зрения юридической силы они подтверждают только то, что данное произведение существовало на определенную дату, и на эту дату был известен его автор», — подчеркнула лектор.
Факт удаления чужого контента (фото) с сайта не снимает ответственности за нарушение, но суд, безусловно, примет это во внимание
Для того чтобы бороться с нарушителями, в частности, выдвинуть требование Интернет-ресурсу заблокировать контент, автор или любой другой правообладатель контента должен иметь подтверждающие документы. В авторском праве существует три вида договоров. Это лицензия, договор отчуждения права и договор заказа. Если произведение создано в печатной форме, необходима подпись автора. В случае с аудиовизуальным произведением, у которого, как правило, есть три автора — автор сценария, режиссер-постановщик фильма и автор музыки — договоры должны быть подписаны со всеми тремя. Если с документами все в порядке, автор имеет право требовать заблокировать контент непосредственно у Интернет-ресурса, либо написать заявление в Мосгорсуд.
По словам лектора, компенсация за нарушение авторских прав зависит от того, какие права были нарушены. В сфере личных прав суммы будут небольшими, от 10 до 150 тысяч рублей, редко больше, так как в этом случае речь идет о возмещении морального вреда, а его доказать не так-то просто. А вот в случае исключительных прав суммы могут достигать 5 миллионов рублей за каждое нарушение — так полагается по закону. Нарушение обычно считается по произведениям, как отмечает Елена Шерстобоева. Если нарушитель вывесил произведение автора на разных ресурсах, это будет считаться за одно нарушение, а вот если использовал 6 песен или фотографий — это уже шесть нарушений. «Компенсацию за размещение на сайте чужой фотографии можно получить от 50 до 200 тысяч рублей. Сумма будет зависеть от многих факторов, например, производилось ли нарушение в личных или коммерческих целях, как долго длилось нарушение (один день или фото висело годами) и так далее. Факт удаления чужого контента (фото) с сайта не снимает ответственности за нарушение, но суд, безусловно, примет это во внимание», — подытожила лектор.
Источник: https://www.hse.ru/news/communication/204195703.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 8493 (33%)
- http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4091 (16%)
- https://www.hse.ru/news/communication/204195703.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 11557 (45%)
- https://www.9111.ru/questions/3754255/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1502 (6%)